|
|
Въезд в Дербент, и снова-здорово: на встречную выехал, я свистел — ты не остановился, это неповиновение, что будем делать... Не выезжал, остановился, ничего не будем делать. Особенно понравилось: «Почему у тебя глаз дергается?» — «Потому что, говорю, против солнца стою!» Минут пять мурыжил с видимой доброжелательностью («Я у гостей права не забираю, говори, что нам привез?»). Ничего не получил и отпустил, а чего еще ждать? Добрались до места с помощью дербентцев. Жили в частном секторе — хозяев я нашел по отзыву в интернете. Хозяева — милые интеллигентные люди, учителя, но чересчур расслабленные, и дом их рассыпается, так что без бытовых неудобств не обошлось. Зато прямо на море. Море теплое, есть течение вдоль берега, пляж из мелкого ракушечника с выходами камней, но очень много мусора. Люди бросают мусор прямо на пляже, к тому же вывоз мусора из этого района не налажен, и местные скидывают отходы в яму, выкопанную тут же, на пляже. И продолжают, указывая на море, говорить: «Посмотрите, какой здесь вид! Только пусть весь этот мусор у вас в памяти не останется!» Лучше б занялись уборкой... Вот пляж вскоре после рассвета. А вот и сам рассвет — солнце встает из моря. Дербентские улицы — очень узкие! Дома в Старом городе устроены как-то странно. Строения стоят вплотную друг к другу, в каждом — металлические ворота с калиткой. Если войти — внутри какое-то подобие частично крытого внутреннего дворика, там же «удобства» и летняя кухня. Подчеркну, что ворота не в заборе, а в самом доме, то есть заходишь под вторым этажом. Из дворика уже можно пройти в комнаты. Мы попали на начало месяца Рамазан. В Дагестане говорят именно так, на турецкий манер. В Москве чаще услышишь «Рамадан». Местное радио «Ватан», что значит «Родина», большую часть эфира отдавало «Слову имама». Когда я снимал вид на крепость Нарын-Кала снизу, рядом со мной, посигналив сначала, остановилась милицейская машина. Вышел милиционер, поздоровался за руку и поинтересовался, что это я тут снимаю. Попросил показать, я показал. Он хлопнул меня по плечу и попрощался. Помимо чрезмерной бдительности блюстителей порядка, что тут еще примечательно? Во-первых, сигналят в Дагестане все, всегда и по любому поводу, а также без повода. В городе непрерывно слышны сигналы, каждую секунду — точно. Во-вторых, панибратское отношение. Это, наверное, не хорошо и не плохо, это не так, как я привык. Вот этот момент для меня самый сложный на Кавказе — здесь люди живут по другим правилам. Я иду по улице и, в общем-то, не опасаюсь за свою жизнь, но я чувствую, что в любой момент может возникнуть ситуация, в которой я не буду знать, как реагировать. И нет никакой уверенности, что я столкнусь с проявлением доброжелательности, а не наоборот. Неуютно мне на Кавказе. Думаю, что в ближайшее время по доброй воле я туда не поеду. Ну а это вид с крепости на город и море. Что еще отметить? В Дагестане не в ходу монеты меньше рубля. То есть 50 копеек и ниже у вас не возьмут и вам никогда не дадут. Все цены, соответственно, округляют до рубля. И никаких рекламных «199 рублей 99 копеек»! На рынке много овощей и фруктов, но за территорией рынка они дешевле. Цены часто не написаны, продавец называет их, оценивая покупателя. Надо торговаться. Много специй, сладостей, домашнего сыра, горячих лавашей и мяса. Рыбы не очень много, икры нет совсем, осетров продают один-два человека. В основном, кефаль и вяленая рыба помельче, я покупал к пиву кутума — кроме как на Каспии он, вроде, нигде не встречается.
В Дагестане становится понятно, для кого работает ВАЗ. Основа автопарка — это, конечно, тонированные «девятки», но и «Приоры» там я встречал гораздо чаще, чем в Москве. Ездят местные водители ужасно! На обгон идут, не глядя ни на разметку, ни на встречку. Только подудят, фарами моргнут — и вперед. Разойтись трем машинам на двухполосной дороге — это нормально, неоднократно такое наблюдал, никто даже не нервничает.
В Дербенте гаишник мне пытался доказать, что не следование знаку (скрытому за деревом) «Движение направо» — это движение по встречке. Как обычно, шантажировал изъятием прав. Я долго и нудно доказывал ему обратное, шантажируя его тем, что опишу ситуацию в протоколе. Закончилось все тоже, как обычно, безвозмездным возвратом документов. Обратно на Москву поехали кратчайшим маршрутом — через Элисту. Правда, навигатор упорно прокладывал маршрут через Пятигорск, считая кусок предполагаемого мной пути грунтовкой. По этому поводу мы немного волновались. Еще в Дагестане отклонились чуть левее, следуя федеральной трассе «Кавказ». Потом в Хасавюрте повернули на Кизляр и выехали на нужную дорогу. Ситуация в республике в последние недели лета стала далека от стабильной. На дороге появились колонны военной техники, раньше отдельные БТРы встречалась только на постах. На гаишниках это никак не отразилось. Где-то у Хасавюрта, метров через 500 после знака «30» меня поймали на 86-ти. Дальше все по накатанной. Один, написанный, может, еще позавчера, протокол, в который они грозятся вписать фамилию — и все, придется платить полторы тыщи. «Вписывайте,» — говорю. «Что, лучше полторы тыщи в Москве, чем 300 рублей нам?» — «Лучше» — «Ну, 200 давай и езжай» — «Нет». Отдали документы. Это ж потом придется новый протокол выписывать для шантажа, а писать тяжело, да и незачем... Еще одни клоуны на посту показывали мне мою фотографию, сделанную тут же, перед постом, без всяких цифр. И утверждали, что это я на каком-то там километре превысил. При этом гаец включал ноутбук и говорил, что сейчас-сейчас он мне покажет мою фотку с показаниями радара. В качестве доказательства демонстрировал распечатку, на которой какой-то джип был снят радаром, стоящим на треноге — ракурс-то совсем не тот. Я упорно твердил, что ничего не нарушал, но пусть он мне покажет. Он не стал дожидаться, пока ноут загрузится, и отпустил. Где-то еще просили открыть багажник, изучая лежащие там арбузы и дыни, — все вещи были в боксе на крыше. На одном из постов остановили, просто чтобы «зарегистрировать» — переписать цифры с документов. Уверяли, что регистрируют всех иногородних. При мне в окошко, у которого я стоял, постоянно подходившие инспектора скидывали «выручку», нисколько меня не стесняясь. Прошу прощения, что так подробно останавливаюсь на гаишных разборках, но для меня, наверное, это было самым ярким и самым негативным впечатлением от поездки. Я и не знал, что такой беспредел может существовать. И еще, мне бы хотелось, чтобы мы все перестали их кормить, и на своем примере я хочу показать, что это не сложно. Они ничтожные твари, им нужны только деньги, и бояться их не стоит, даже если вы на самом деле виноваты. Чтобы разговаривать с ними, не надо быть юристом, потому что они тупы и безграмотны. Однако в тех немногих отчетах о поездках по территории Дагестана, что есть в интернете, люди расстаются с деньгами на пустом месте. Их разводят, как детей! И счет идет на тысячи рублей. Ну включите свой мозг и чувство собственного достоинства, наконец! Мне кажется, что «отдал сотню, и не теряю времени» — это плохое оправдание. Потому что мы эту сотню заработали, а те, кто у нас ее вымогает — нет.
Однако апофеоз случился, когда на горизонте уже была Калмыкия. Сначала я заметил радар на треноге, бросил взгляд на спидометр — превышение небольшое. Потом проехал тех, кто ловит за этим радаром, не остановили. Вдруг меня начинает обгонять гражданская машина, в ней человек в форме показывает мне, чтобы я остановился. Остановился, выходит из машины подполковник (это я потом у друзей спросил, я в погонах ничего не понимаю, но две большие звездочки отметил). Я попросил его предъявить документы, потому что он не на патрульной машине. Предъявил, зовет в машину. У него там радар на торпеде. Показывает видео, как он за мной едет, хвост в хвост, и у него отображается моя скорость 149 км/ч. Я сказал, что, во-первых, с такой скоростью вообще не езжу — у меня на крыше бокс, которому такие скорости противопоказаны. А во-вторых, пусть он мне объяснит, каким образом он измерял мою скорость, следуя за мной. Он что-то нечленораздельное про «попутный» режим работы. Я к нему с вопросом, понимает ли он принцип работы прибора. И если да, то как можно замерить скорость объекта, не зная скорости движения радара. Он опять в ответ какую-то ахинею. Плюс еще добавил, что там, где он меня «засек», вообще было ограничение 70. Ограничения там не было точно. В чистом поле все знаки хорошо видны. С каким же облегчением я выезжал из Дагестана! И вот калмыцкий пост, «стоп-контроль». Опять тупо стою, потом по сигналу подъезжаю. Так тщательно мои документы еще ни разу не проверяли! И страховку развернул, и техосмотр проверил, и посмотрел, что все пассажиры пристегнуты. Ни к чему придраться не смог и пропустил. При мне кого-то начали разводить за тонировку. Проехав немного, увидел засаду. Сам остановился, чтобы спросить, как дорога до Элисты. Сказали, асфальт, только 15 км грунтовки около Яшкуля — там ремонт дороги и объезд по полю. Грунтовка оказалась «грейдером» приличного качества, проехали нормально. Забегая вперед, скажу, что гаишная тема закончилась, больше до Москвы меня ни разу не тормозили. Элиста. Город, который, наверное, ничем не был бы примечателен, если бы не новые постройки буддистского толка. В их числе самый большой в Европе хурул — Золотая обитель Будды Шакьямуни. Мы его посмотрели и изнутри. На входе охранники провели инструктаж: «Разуться, ходить по часовой стрелке, в алтарную часть заходить, только если вы верующие». — «Мы туристы». — «А, есть и такая религия». Еще Элиста — столица шахмат, а Кирсан Илюмжинов — главный шахматист! Не знаю, как правильно это назвать... Подобие беседки, а внутри — молитвенный барабан. Это потом мы выяснили, что крутить его положено только по часовой стрелке. Дети крутили во все стороны, при каждом обороте звенел колокольчик. Рядом с барабаном юные едросы организованно справляют День российского флага. Реклама «Мегафона» имеет ярко выраженный национальный колорит, и это правильно! В Дагестане их слоган вообще прост до наглости: «Мегафон — оператор нашей республики!» Видимо, это работает, потому что в том же Дагестане принято номер телефона диктовать следующим образом (даже в рекламе по радио): мегафон-123-45-67. «Мегафон» означает «128».
Затем была ничем не примечательная дорога до Волгограда, проезд невыносимых 60 километров по городу в сомнамбулическом состоянии, ночевка в «Волжском». И, выспавшись, тронулись на Москву. Когда подъехали к тому месту, где надо было решить, едем по прямой М6 или уходим на М4, вопрос уже не стоял. Темнело, и плутать не хотелось. А плохими дорогами после калмыцкой грунтовки нас было уже не удивить. В Тамбовской, Рязанской областях дорога не очень, но с обгонами проблем нет. В Московской покрытие отличное, только сплошная, сплошная, сплошная... В одном месте возникла пробка из-за фуры, которая с горки ехала 40, а в горку, наверное, все 10. Колонна скопилась о-го-го, обгоняли долго. Да еще туман...
Выводы все сложились сами собой по ходу повествования. Каспийское море — хорошее, если закрыть глаза на мусор вокруг. А стоит ли закрывать? Ведь есть, с чем сравнивать. Ехать ли отдыхать в Дагестан? Скорее нет, чем да. Наверное, можно прилететь на самолете в Махачкалу, заселиться в отель/пансионат и ходить из столовой на пляж и обратно. Ну, на рынок можно сходить, но будьте готовы, что цены для вас окажутся несколько выше, чем для местных. А ехать на машине, да еще с учетом того, что ситуация там неспокойная, я посоветовать не могу.
|