|
|
Москва — БудапештДень 1. 18 июля, вс Выехали в полседьмого утра из центра Москвы. Спокойно и почти без остановок к одиннадцати подъехали к белорусской границе. Дорога довольно хорошая, главное ее преимущество — это две полосы в каждую сторону. На границе я хотел оплатить свой транзит по Белоруссии, это пять долларов за сутки, но так и не нашел, где это сделать. Пограничники/таможенники на тебя даже не обращают внимания, и первое место, где приходится остановиться, — это пункт оплаты проезда по трассе М1. Спросил у девушки, а где же оплатить транзит, она ответила, что теперь уже нигде, что на выезде из страны заплачу. Дорога почти от самой границы, действительно, отличная! Нет «населенки», все пересечения сделаны в виде развязок, ограничение для легковых 120 км/ч, для прочих — 100. Так что денег не жалко. Ни одного милиционера на белорусской дороге не видел, на российской же части — пасутся довольно регулярно. Въехали в Минск в половине третьего дня по московскому времени (в Белоруссии на час меньше) навигатор привел к гостинице. Это гостиница МВД, прямо напротив одноименного ведомства. Я нашел ее телефон случайно в интернете, позвонил. Оказалось, что номера их нас не очень устраивают: только двухместные (а нас-то пятеро), удобства на этаже, да и цена за это все не такая уж низкая. Но администратор предложила мне квартиру, причем эта квартира в здании гостиницы (хоть и вход из обычного жилого подъезда), она принадлежит гостинице, обслуживается горничными, в ней планы эвакуации висят, огнетушитель стоит... А во всем остальном — обычная «трешка» с кухней, раздельным санузлом, тремя односпальными кроватями и диваном. И стоит 53000 бел. рублей за человека, а считается на четверых, потому что формально в нее пятерых не селят. Итого это около 56 евро за ночь — более, чем приемлемо. Интерьер, конечно, совковый и пошарпанный, но все работает, а что еще надо на одну ночь? Скинув вещи в номер и выпив чаю (преимущество кухни), пошли гулять по городу. Конкретного плана не было. Были распечатаны карты центра Минска, была распечатана «прогулка по Минску» из какого-то блога, но, конечно, мы понимали, что за полдня десять страниц текста мы не пройдем. Поэтому просто взяли за основу центральный проспект Независимости. Жара в Минске стояла под стать московской — все 35 градусов. Бегло осмотрели площадь Независимости, Красный костел, спустились в ТЦ «Сталiца» — аналог московского «Охотного ряда». Там есть отделения банка, которые работают даже в воскресенье. Купили белорусских рублей. Приблизительно ориентироваться в курсе не сложно, надо просто все цены делить на 100. Ну, если точнее — на 90. И получается, что Минск не очень дорогой город. После московской толкотни площади Минска поражают своей пустынностью. Возможно, это отчасти можно списать на лето, жару, воскресенье. Гуляли в сторону площади Победы, но завернули в парк Янки Купалы, дошли до реки Свислочи, потом оказались в парке, который, как и московский, имени Горького. Прокатились на теплоходике по Свислочи — круг на 25 минут стоит около 35 российских рублей на человека. Все аттракционы стоят тоже по Минск, конечно, более провинциальный, чем Москва. Застройка центральных улиц — большие сталинские дома, но уже в примыкающих улицах пафоса гораздо меньше. Все отмечают, что поездка в Минск — это путешествие на машине времени. Не так много людей и машин, мало рекламы и кричащих вывесок, хотя мы думали, что их будет еще меньше, а магазины западных марок встретить вообще не рассчитывали. В парке мы зависли надолго, детям тоже надо развлекаться, не только взрослым. Потом снова оказались на проспекте, прошли площадь Победы, доползли до площади Якуба Коласа со вполне определенной целью — поесть в ресторане «Лидо». Эту сеть мне нахваливал еще коллега, вернувшийся из Риги. Оказалось, что в Минске тоже есть. «Лидо» — это самый удобный тип ресторанов, аналог «Граблей», «Му-Му» и т. п. Тут оказалось вкусно и недорого. И две кружки пива были тоже очень кстати! Расплатились карточкой. Обратно планировали поехать на метро. И тут вспомнили, что наличных осталось как раз на оплату гостиницы. Ну, еще 800 белорусских рублей, что равно примерно Поняли, что хотим посмотреть еще площадь Свободы, и решили съездить туда с утра, а потом уже выезжать в сторону Львова. День 2. 19 июля, пн С утра мы поехали на площадь Свободы в Минске. Ну, ничего особенного, на мой взгляд. А застройка, я так понял, по большей части новодельная — реконструкция. До Львова от Минска немногим больше 600 км. Из них 300 — это белорусский автобан в направлении Бреста, потом 50 — обычные хорошие белорусские дороги, а вот остаток — отвратительные украинские. Где-то в начале Брестской области увидали гиганта-зубра. Правда, не настоящего. Вот и граница с Украиной — пункт пропуска «Мокраны — Доманово». С белорусской стороны очереди почти нет. Выясняется, что поскольку я пробыл в Белоруссии больше 24 часов, то и платить должен не 5, а 15 долларов. Берут российскими рублями, время въезда сверяют по чеку с платной дороги. Долго что-то там набивают в компьютер и отсчитывают сдачу. Пограничник говорил со мной по-русски, а вот таможенник мог только по-украински. Вбил меня в компьютер под именем Дмитро, и все возмущался, что у моей машины нет VIN’а. Во Львове я собирался снять на сутки квартиру, но заранее на сутки никто бронировать не хотел, поэтому я просто выписал телефоны маклеров, в Ковеле купил местную сим-карту (купленная год назад уже не работала), позвонил и договорился с первым же о трехкомнатной квартире за 550 гривен или 55 евро. Квартира оказалась в старом доме с внутренним двором, только-только после хорошего ремонта. В сравнении с минским вариантом за ту же цену контраст был разительным! С балкона открывался замечательный вид. Был уже вечер, прогулку по Львову мы решили отложить до завтра, а сегодня захотели просто проехаться на смотровую площадку и взглянуть на город. Карабкаться на самую верхнюю площадку надо довольно долго, но вид с этого кургана захватывающий. Жаль, было уже темно для того, чтобы делать хорошие снимки. День 3. 20 июля, вт Довольно бессистемную прогулку по Львову мы начали с посещения того храма, что был виден на холме с нашего балкона. Это собор Св. Юра, мы вскарабкались к нему прямо по склону пешком. Барочный собор, действительно, очень красив. Особенно снаружи. Принадлежит он Украинской грекокатолической церкви. А дальше мы просто гуляли по центру Львова, глядя по сторонам и в свои распечатки. Старый, красивый, но не очень ухоженный город. Рекомендую к посещению всем. А хороших фотографий вы найдете множество, я наши даже выкладывать не буду. Разве что образец львовской манеры парковаться — трамваи едут по сторонам дороги, а машины стоят в центре. Весь центр Львова замощен брусчаткой. Все бы ничего, но любые работы с подземными коммуникациями выливаются вот в это: А ведь еще назад надо будет уложить! Дорога от Львова в сторону венгерской границы идет через Карпаты и отличается хорошим асфальтом и пасторальными видами. Хорошая дорога обернулась тем, что я совершенно не заметил, что еду уже почти на диске. Левом заднем. Поморгали сзади добрые люди. Тут очень не кстати пошел дождь. Попытка накачать колесо ни к чему не привела — свистело из дырки хорошо, под дождем поставил запаску — докатку. На этой машине впервые. Дальше поехал медленнее и аккуратнее. Шиномонтажных мастерских в тех краях не густо, а те, что есть, уже закрылись. Наконец, удалось выяснить, что ремонтировать эту покрышку бессмысленно, надо ставить новую. Вот так подъехали к границе с Венгрией. Машин на украинской стороне немного, прошли быстро. Мое желтое колесо вызвало дежурный вопрос. В Токае надо провести одну ночь, поэтому рассчитываем на бунгало в кемпинге — ставить палатку не хочется. В том кемпинге, что я заранее присмотрел, и еще в одном, предложенном навигатором, все домики были заняты. Городок и окрестности кишат предложениями жилья, но ночью даже в отелях на рецепции погашен свет, что уж говорить про частные пансионы, наглухо запертые. После долгих и мучительных попыток найти ночлег решаем вновь вернуться в тот самый заранее найденный Rakamaz Tisza kemping на берегу реки Тисы, переночевать там в машине, воспользовавшись стоянкой и всеми удобствами кемпинга. Даже не стали будить никого из персонала, ворота были открыты. Вытащили вещи из машины, чтобы можно было разложить сиденья, и, наконец, все уснули. День 4. 21 июля, ср Как это часто бывает, только утром можешь оценить красоту места, в котором остановился. Среди деревьев, на берегу Тисы, напротив самого Токая! Только территория грязновата. Я показался хозяевам кемпинга, сказал, что приехали поздно ночью и никого не будили. Заплатил за всех 12 евро и выяснил, где купить так называемую «матрицу» для оплаты автобанов и, конечно же, покрышки. В кемпинге увидел «колхозный автодом» — простая деревянная кровать в микроавтобусе без окон. На ближайшей заправке купил «матрицу» на 4 дня. Оказалось, что зря волновался — тот участок был платным лишь для грузовиков, но платные дороги нам все равно предстоят. Припарковались в Токае — центре знаменитого винодельческого района. Сразу же попали к рекомендованным путеводителем подвалам Ракоши с дегустацией. Пускают в подвалы по такому принципу: дети и один взрослый из группы (водитель, в данном случае — я) могут купить просто входной билет, а остальные обязаны оплачивать еще и дегустацию. То есть просто прийти посмотреть нельзя — это не музей. Сначала на английском нам рассказали о том, какие вина и как производят в Токае, запустили в подвалы. Когда-то они тянулись на полтора километра, но сейчас часть завалило и осталось 400 метров. Да и те уже не используются по назначению — бочки пустые, для туристов. Хоть внутри и холодно, но нужную постоянную температуру поддерживать не получается, поэтому «настоящие» подвалы перенесены в другое место. Стены покрыты толстым мягким слоем плесени. А это — бутилированная продукция. Потом дегустация. Можно выбирать разные программы, и стоят они по-разному. Мы не относимся к большим знатокам и ценителям вина, поэтому взяли программу попроще — шесть вин, все не старше 10 лет. Я, к сожалению, мог только нюхать... На выходе купили бутылку особо понравившегося вина «Самородни». Стоит оно там недешево. В супермаркете в том же Токае я купил потом это вино в три раза дешевле. Но бутылка другая, год другой, и то, что старше — не значит лучше. В общем, девушки мои сказали, что из супермаркета «не фонтан». Впрочем, пора заняться делом. Оставил своих гулять по Токаю, а сам поехал искать покрышки. Моего размера нигде не было. В одном магазине продавец даже посадил меня в свою машину и отвез в другую контору, но там тоже ничего не нашлось. Я поехал снова на заправку, где владеющий английским человек сказал, что резину можно будет купить по дороге в Серенч. Это в сторону Будапешта, так что мне подходит. Кроме того, мне была нужна местная сим-карта. Во-первых, для интернета, а во-вторых, надо было созвониться со знакомым знакомого, живущим в Будапеште. Надо было передать ему кое-что из Москвы, а он обещал показать нам город. Так вот, оказалось, что сим-карту купить можно тоже только в Серенче, в Токае не продают. В Венгрии на дорогах очень много вывесок «Gumiszerviz» — это «шиномонтаж» по-венгерски. И почти везде я видел горы резины — и новой, и б/у. Но моего размера не было. То есть его можно было заказать. Где просили 5 дней, где обещали на следующий, но мне все это не подходило. Если бы я тогда знал, каким геморроем обернется дальнейший поиск резины, я бы настоял на установке этих «жестких» покрышек. А так — выяснил, где еще можно поискать, и поехал на «докатке» дальше по Мишкольцу. Снова облом, ничего нет, только на заказ. Зашедший в магазин, чтобы разменять купюру, мужчина, проникся моей проблемой, увлек за собой, куда-то звонил, ждал ответных звонков — и везде все то же, только на заказ. Он, кстати, оказался с остатками знаний русского и с зачатками знаний английского, так и общались. Поняв, что в Мишкольце резина мне не светит, я спросил его, где купить сим-карту. Он не сразу понял, начал даже разбирать свой телефон, чтобы убедиться, что я действительно хочу купить вот ту самую маленькую карточку. Потом сказал следовать за его машиной, проводил к торговому центру, но попросил подождать и стал кому-то снова звонить, потом передал мне трубку. Мужчина «на том конце провода» сказал по-английски, что у него свободный дом, и если у нас есть необходимость заночевать в Мишкольце, мы можем сделать это совершенно бесплатно. Я удивился, поблагодарил, но отказался, сославшись на то, что сегодня надо быть в Будапеште. Такое радушие очень приятно. Тепло попрощавшись со случайным знакомым и его женой, я пошел покупать симку. К тому моменту стало ясно, что городок Эгер мы сегодня уже посмотреть никак не успеем. Там тоже виноделие, а еще термальные купальни с минеральной водой. Это, вообще, такая венгерская «фишка» — источники с купальнями. Ну, не получается, значит — вычеркиваем и едем прямиком на Будапешт. Звоню тому самому «знакомому знакомого» Константину, излагаю ему свою проблему с резиной, прошу посмотреть в интернете и, возможно, заказать заранее. Он говорит, что в Будапеште можно найти все, перезванивает через некоторое время со словами, что нашел гарантированно подержанные Bridgestone, и еще есть варианты новой, но надо уточнять завтра, потому что сегодня уже никто не работает. И еще говорит, что хочет встретиться с нами уже сегодня, выпить пива и т. д. Я не против, но мы едем на «докатке» совсем не быстро, а надо еще кемпинг найти, лагерь поставить. Короче, поздно будет. Но неугомонный Константин вскоре снова перезванивает, говорит, что нашел наш кемпинг, что выезжает туда, посидит где-нибудь в ресторане недалеко, нас подождет. В Будапешт ведут две дороги: обычная и автобан. Так вот обозначены они непривычно для нас — автобан знаками на синем фоне, а простая дорога — знаками на зеленом. Поэтому после Мишкольца мы некоторое время ехали по бесплатной «медленной» дороге, потом все-таки выбрались на автобан, и поплелись, не покидая правый ряд, со скоростью около 70 км/ч, но зато стабильно, без остановок. Все равно проезд оплачен. Под ливень стеной въезжаем в Будапешт. Наш кемпинг Haller расположен так, что мы попадаем в него, не проезжая центр, поэтому никаких красот пока не видим. Звонок от Константина: ресторан закрывается, а спиртное в Будапеште продают только до 23 часов, так что он идет скорее за пивом и к нам. А мы только-только нашли место для палатки. Дождя нет, но он был тут днем, земля мокрая, и есть лужи. С администрацией этого кемпинга я списывался, и они предложили мне скидку 15%, если я переведу текст на их сайте с английского на русский. Я перевел, так что о нас помнили и нас ждали. Мест в тени под деревьями на площадке, где кучковались все «палаточники», уже не было, нам предложили встать на любом свободном среди автодомов. Это даже лучше, потому что палатка у нас большая, и машина не маленькая, и вообще, нам размах нужен, так что среди автодомов как-то даже комфортнее. Подошел Константин, пил пиво и ждал, пока мы поставим лагерь (читай, «стоял над душой»). Сказал, что договорился с ребятами на рецепции, чтобы мы сели за столик у входа, что нам дадут стаканы, и что мы должны выпить бутылку, которую ему передали из Москвы. Ну, соскучился человек по общению на родном языке, чего не могу сказать о нас. День 5. 22 июля, чт Утро в кемпинге в Будапеште. Солнце не дает долго спать в палатке. По степени занятости мест общего пользования видно, что большинство, ночующее в тени, выползает попозже. Обратите внимание, за нашей машиной видно английскую «скорую помощь». Это оборудованный автодом. Друг наш Константин на связь никак не выходил. Я нашел в интернете несколько контор в Будапеште, предлагающих покрышки нужного размера, поскольку это на тот момент была головная боль номер один. Попросил молодых людей на рецепции позвонить и уточнить. Результат все тот же — только на заказ, никто не держит большой склад, а размер, оказывается, редкий. Плюнули, и поехали в центр города, периодически пытаясь дозвониться до Константина. Потолкались немного по пробкам, проехали по набережной, посмотрели мосты, по одному из них доехали до Будайского холма. Подняться на холм проще всего на фуникулере. Мы поставили машину на парковку около него. На знаке, определяющем зону паркинга, не отмечено привычной нам табличкой, что паркинг платный. Имеется только надпись на венгерском. Однако под стеклами других машин мы увидели выданные паркоматами квитанции и сделали вывод, что и нам такая нужна. Паркомат принимает только монеты, которых у меня не было. Вся информация исключительно на венгерском. Я присоединился к паре французов, которая тоже тщетно пыталась решить проблему оплаты парковки. Один отзывчивый венгр все нам объяснил, сказал, что это позор, что в центре Будапешта на паркоматах ни слова по-английски. Правда, разменять купюры он нам не помог (и вокруг ни одного магазинчика!), но сказал, что с венгерского мобильника можно отправить SMS на указанный номер, в сообщении написать номер машины, деньги начнут списываться со счета, а перед тем, как уехать, надо отправить SMS со словом «stop». Инспектора ходят и сверяют номера по базе, высокие технологии в действии! Ну, у меня же есть венгерская симка, я отправил эсэмэску и получил ответ (по-венгерски), что мой номер не соответствует венгерскому шаблону и системой не распознается. Короче, пока суд да дело, пока монет наменял (у инспектора, кстати), пока оплатил, вернулся к машине с квитанцией — а в «дворник» уже вставлена свернутая квитанция в красном полиэтиленовом пакете. Семья, пока я бегал, в тень ушла сидеть и не могла воспрепятствовать такому произволу. Нахожу инспектора снова, спрашиваю, что делать. Говорит, надо отсканировать квитанцию на уплату штрафа и чек из паркомата и выслать по адресу, что там указан, и все будет ОК. Ну, я вечером выслал, потом выслал еще раз с просьбой подтвердить отсутствие долга, все это на трех языках. Однако ответа дождался только через три недели. Из ответа (как вы уже догадались, исключительно на венгерском языке) удалось понять, что мою апелляцию они отклоняют, потому что между временем, когда был выписан штраф, и временем оплаты прошло больше пяти минут. Поскольку письмо это я получил, находясь далеко и от Венгрии, и от дома, а штраф уже был просрочен и успел вырасти, я решил на свой страх и риск проигнорировать его уплату. В конце концов, парковку я честно оплатил, а проблем с последующим получением визы, судя по найденной в интернете информации, в данном случае быть не должно. Итак, несколько расстроенные, мы поднимаемся на фуникулере, отстояв небольшую очередь на сорокоградусной жаре и делая периодические попытки дозвониться до «черт-бы-его-побрал-константина». К слову, барышня, сообщающая о том, что «абонент не отвечает или временно недоступен», делает это тоже исключительно по-венгерски. Описывать Будайский холм не буду, стандартный туристический маршрут, любой путеводитель сделает это лучше. Толпы туристов, безумные экскурсоводы, вещающие на разных языках с какими-то нечеловеческими интонациями. Вот эта, например, кричала по-английски так, как будто перед ней не туристы, а строй морпехов, и она их инструктирует перед операцией «Взятие резиденции венгерских королей». С холма в Буде хорошо видны все центральные мосты, остров Маргит, являющийся одним большим парком, и пештский берег, на котором выделяется здание парламента. Осмотр всего этого и многого другого мы оставим до следующих визитов в Будапешт. Погуляли по холму, я сбегал перепарковал машину на бесплатное место (пешком вниз, а потом вверх на жаре — хорошая прогулка), решил вечно возникающую проблему — закончившиеся местные деньги при отсутствии обменников вокруг. Потом мы снова вместе не могли не посетить старую венгерскую кофейню, и где же еще есть пирожные «Эстерхази», если не в Будапеште! Пешком со стороны Рыбацкого бастиона мы спустились вниз. У таксиста я спросил про крупный магазин авторезины, потому что проблему с докаткой надо было решать сегодня. Он объяснил, но понятие о крупном магазине тут своеобразное. Во всяком случае, по московским меркам. Мы приехали в большой шиномонтажный сервис, где можно было заодно и покрышки купить. Впрочем, в Венгрии, по-моему, покрышки продаются на любом шиномонтаже. В моем размере были только зимние BFGoodrich в наличии, ну или всесезонные Toyo, но завтра и дороже. Завтра неудобно, за такую цену я б в Москве не стал покупать, да тем более всесезонка... «Эх, ставьте зимнюю!» Работают мастера — загляденье. Моя Лена сравнила это с пит-стопом. Минут десять ушло на то, чтобы перекинуть резину на двух колесах, включая снятие-установку, балансировку и т. п. Во дворе синагоги памятник жертвам Холокоста — дерево с листочками, на которых написаны имена убитых евреев. Прокатились по городу, поехали в знаменитые старые купальни Сечени. Уж раз мы не попали вчера в купальни в Эгере, то надо сходить в Будапеште. Нельзя же уехать из Венгрии, не оценив этой местной изюминки! Купальни — просто праздник для тела и души! В старинных интерьерах расположены бассейны с минеральной горячей водой (38 градусов), плавательный бассейн, всякие водовороты и джакузи, контрастные ванны, сауны (в наличии лед и холодный бассейн), парная, аромасауна, что-то еще и еще, и еще. Купальни работают до десяти вечера, мы пришли в половину девятого, уже были закрыты всякие процедуры, но зато и билет стоил заметно дешевле. Времени, правда, хватило только на то, чтобы попробовать всего понемногу. Расслабленные, поколесили еще по ночному красиво подсвеченному Будапешту и отправились в свой кемпинг спать.
|