Автопутешествия в словах и картинках  


Автопутешествия
Дмитрия Житомирского
и его семьи




Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция и обратно
июнь-июль 2009 г.
Подготовка к поездке
1. Москва (RUS) — Киев (UA)
2. Киев — Брашов (RO)
3. Брашов — вдхр. Копринка (BG)
4. Копринка — Рильские горы (BG)
5. Рильские горы — Селимпаша (TR)
6. Стамбул (TR)
7. Селимпаша — Китен (BG)
8. Китен — Виница (BG)
9. Виница — Измаил (UA)
10. Измаил — Москва (RUS)
Пароли, явки, деньги, выводы и итоги
На главную страницу



Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов



 
Измаил - Москва

День двадцать четвертый
4 июля

Измаил — Одесса (Украина)
Пробег 251 км, общий пробег 5365 км.

Расходы:
285 грн (27 евро) — ночевка в гостинице «Tokyo Star»
250 грн (24 евро) — бензин
12 грн (1,2 евро) — парковка

Из гостиницы поехали в центр Измаила, задавшись целью позавтракать. Ничего интересного в этом плане сходу не нашли, закупились провиантом в супермаркете и пошли в сквер на лавочку — кушать. Оказалось, что нужны ложки, и я вернулся за ними к машине. Заодно решил перегнать ее поближе к скверу. Тут меня перехватил парковщик, хотя я уже успел отъехать. «2 гривны за парковку» — «А где я стоял?» — «А там-то и там-то». Ну ладно, что отпираться, знак платной парковки там был, а 2 гривны не так и много. Парковщик тут же выбил мне чек и спросил, не нужны ли «пополняшки». Оказалось, так тут называют телефонные карточки экспресс-оплаты.

В Измаиле преобладает русское население, украинской речи мы не слышали вообще.

Я подъехал к скверу, тут ко мне прибегает Лена с детьми, говорит: «Поехали лучше есть куда-нибудь в другое место». Оказалось, пока меня не было, к ним пристала цыганка и даже умудрилась выцыганить что-то съестное.

Раз уж мы в Измаиле, надо, конечно, посмотреть на места боевой славы. Прикинул по карте в навигаторе, где может быть крепость, и угадал. Подъехали ко входу, там под деревцем перекусили и вошли внутрь.

От легендарной турецкой крепости на Дунае, считавшейся когда-то неприступной и взятой с огромными потерями Суворовым, почти ничего не осталось. После Крымской войны по условиям мирного договора она была разрушена. С тех времен уцелела только мечеть, она же является сейчас самой древней постройкой в городе. Минаретов, правда, уже нет, но внутри размещается диорама «Штурм крепости Измаил войсками А. В. Суворова в 1790 году». Мы пошли посмотреть — зрелище впечатляющее, не пожалели. Зрители рассаживаются полукругом перед огромным полотном, свет гасят и включают фонограмму, на которой диктор поставленным красивым голосом (каких сейчас мало) на фоне звуков сражения рассказывает предысторию тех событий и хронологию штурма. Это очень захватывающее действо, фигуры на картине неподвижны, но все равно видишь бой в динамике. «Закадровый текст» написан и прочитан очень здорово! И снова, как на Шипке, возникает гордость за русскую армию и ее военачальников.

Из Измаила едем в Одессу. Я все еще сомневаюсь, ехать вдоль моря через мост или вокруг Днестровского лимана через Молдавию. В итоге я просто следовал указателям на Одессу и попал к молдавскому участку. На въезде украинский пограничник пересчитывает людей и выдает бумажку с цифрой. Вроде даже установлен какой-то щит, информирующий, что мы теперь в Молдавии. Дальше несколько километров молдавской дороги, но по обочинам знаки, строго запрещающие остановку или съезд с трассы. Однако это не мешает существованию здесь стихийных рынков, мы видели даже туристические палатки. А еще у дороги попались ворота какого-то предприятия, на вывеске значилась Одесская область. Украина начинается внезапно, без КПП, только указатель. Еще через пару километров пост с украинским пограничником. Забрал бумажку, даже не пересчитывал нас.

Стоит упомянуть и об одном происшествии. Ехали колонной за каким-то тихоходом, разметка обгонять не позволяла. И на самом деле, дорога виляла и достаточной обзорности не было. Группа идиотов вылезала на обгон вслепую, потом прижималась, вклиниваясь вновь в поток. В конце концов они выскочили вперед, а я вижу, как на левую обочину выезжает встречная машина, ее начинает носить, и она улетает в кювет. Остановилось сразу несколько машин, подбежали. За рулем девушка, в машине одна, цела и невредима. Ей повезло, машина пролетела, смяв кусты, и мягко приземлилась в кювет параллельно дороге. Счастье, что не угодила в дерево! Увидев, что ей в лоб летит встречный, девушка стала оттормаживаться, съехала на обочину, и там ее занесло. Через несколько минут подъехала еще одна машина — люди догнали лихача, записали номер и вернулись. Чем все закончится, не знаю.

Въехали в Одессу. Никакой конкретной программы у нас не было, хотели просто погулять по городу. Доехали до центра, парковки везде платные. Спросили — 20 гривен. Нет, не пойдет. «Ну давайте 10 гривен!» Нет, после 2 грн за парковку в Измаиле отдавать десятку жалко. Проехались еще немножко, встали, похоже, под знаком, но далеко не первыми и не последними. Пошли гулять пешком.

Одесса тоже абсолютно русскоязычная, и только указатели улиц вносят диссонанс: такие знакомые и родные названия написаны по-украински. «Как на Дерибасовской, угол Ришельевской, в 10 часов вечера разнеслася весть...»
Как на Дерибасовской, угол Ришельевской

Одесса разочаровала тем, что одесского колорита осталось в ней немного. Все центральные улицы — непрерывные ряды ресторанов и бутиков, одесского языка не слышно. По-одесски только зазывает народ в музей восковых фигур «У бабы Ути» восковая же фигура самой бабы Ути — как оказалось, реального персонажа одесской истории.

На Приморском бульваре отдыхают притомившиеся европейские туристы. Им по-немецки что-то втирает какой-то дядя.
Интуристы

Вышли к Потемкинской лестнице и фигуре Дюка Ришелье. Между памятником и началом лестницы установлен огромный красный куб. Внутри куба клумба, а на ней стоит детская коляска, которая отсылает нас к знаменитому эпизоду из фильма «Броненосец Потемкин». Арт-проект называется “Red” и посвящен Сергею Эйзенштейну.
Red

Спустились вдоль лестницы на фуникулере. Фуникулер бесплатный. Вышли к Морвокзалу.
Морвокзал

У причала стоит французский военный корабль.
Французы

Оказалось, что никакой набережной нет, прогуляться вдоль моря нельзя — все занимает порт. Стали ждать фуникулера наверх, но не дождались и прошли 192 ступени Потемкинской лестницы пешком.

Потом мы ужинали в мексиканском ресторане, где цены оказались очень высокими, а уровень обслуживания явно до них не дорос. Потом снова гуляли просто по центру. Я все как-то хотел почувствовать атмосферу города, но ничего не получалось. Хоть что-то интересное находилось во дворах и подворотнях.
Две просьбы

Заметьте, даже казенные бумаги написаны по-русски.
Уважаемые жильцы!

Нагулявшись, поехали искать гостиницу, которую я приглядел заранее. Это отдельная песня. На сайте отеля «Tokyo Star» написано, что это отель нового типа, идеальное место для того, чтобы переночевать и не более, потому что номера очень маленькие. Зато и стоимость невысокая. Реклама этого отеля расклеена по всей Одессе.

Трудно было представить, что номера настолько маленькие.
Как это выглядит. Здание бывшего трамвайного депо разгорожено гипсокартоновыми перегородками. Получилось два длиннющих коридора, в каждом справа и слева череда дверей, ведущих в комнаты-пеналы. Вот так выглядит номер.
Tokyo Star

Окон нет, центральное кондиционирование, одна из секций подвесного потолка стеклянная, и за ней высоко-высоко видна крыша депо, оттуда льется рассеянный свет. Впрочем, все новое и чистое. Вот только у меня в номере горячая вода так и не полилась. Некоторые комнаты имеют внутри себя телевизор, но смотреть его можно, только лежа на кровати.

В наличии были лишь одноместные номера, и мы взяли три таких номера. Ширина кровати позволяла спать на ней взрослому с ребенком, а упасть там некуда — кровать стоит ровно от стены до стены. Цена не зависит от количества человек и составляет 95 гривен, что чуть больше, чем 400 рублей. Ну а что вы хотели за такие деньги?

Рядом с гостиницей платная парковка. Никак не огороженная, просто площадка. Решил поставить машину туда. Поставил, бежит ко мне мужик в зеленом жилете: «Тебе повезло! Тебе повезло! Ты — сотый!» И сует мне оплетку на руль. «Только пойдем, подпись поставишь, что получил.» Я напрягся, не пойму, в чем дело, и мужик непонятно откуда, и оплетка мне не нужна.
— Сотый клиент парковки за сутки получает оплетку, а 150-й — подогрев сидений. Бери, хорошая оплетка, натуральная кожа, вот даже этикетка!
— Мне не нужна.
— Что, совсем не нужна? Ну ладно, с тебя 3 гривны за парковку. Только подпись мне все равно поставь, что получил. Долго стоять будешь?
— До утра.
— А, тогда 10 гривен. Только давай я тебя переставлю, чтобы я мог тебя охранять.
Я перегнал машину поближе к будке, заплатил.
— Только у нас без чека, под честное слово. Слушай, забери эту оплетку, пригодится.
Я взял.
— Расписываться надо?
— А, не надо, я сам распишусь.
На том и разошлись.

В соседнем с моим одноместном номере ночевали двое разнополых взрослых. Гипсокартон — плохой звукоизолятор, и полночи я слушал стоны и глухие удары кровати об стену.


Дни двадцать пятый, двадцать шестой и двадцать седьмой
5, 6, 7 июля

Одесса — Умань (Украина) — Клинцы — Москва (Россия)
Пробег 1412 км, общий пробег 6777 км.

Расходы:
463 грн + 2075 руб (всего 91 евро) — бензин
2 грн (0,2 евро) — парковка

Рано утром наша гостиница опустела — все разошлись чуть ли не на рассвете. Было воскресенье, базарный день, а рядом Привоз. Перекусив тем, что было с собой в автохолодильнике, часов в 10 мы тоже двинулись на легендарный одесский рынок. За парковку напротив входа с меня взяли 2 гривны, без чека.

В Одессе явно остро стоит проблема неплатежей за коммунальные услуги. Обратите внимание на плакаты.
Неплатежи

На Привозе покупать мы ничего специально не планировали. Зашли в мясной павильон и сразу вышли, непривычные к запаху и виду. Но мимо рыбных рядов я пройти не мог! Дети, правда, зажимали нос с воплем: «Ну когда мы уже отсюда уйдем?»
Привоз. Рыба

Рыбы продается много всякой. Я не устоял и взял копченой и вяленой. В общении с торговками проскальзывают одесские нотки, шутки-прибаутки.
Дима + Света

После Привоза решили все-таки напоследок искупаться в Черном море. Где море — понятно, а вот где пляж? Из названий одесских пляжей в памяти всплыла только Аркадия. В навигаторе нашелся Аркадиевский переулок, туда и поехали.

В Одессе очень много увитых плющом столбов и деревьев. Причем плющ, опутав столб, идет дальше по проводам. Все вместе это напоминает привидение. Вот, попробуйте разглядеть тут столб.
Привидение

Пляж расположен не в центре, и застройка в районе, в основном, коттеджная. И коттеджи там стоят явно не дешевые. А на самом пляже яблоку негде упасть.
Пляж Аркадия

В воде много водорослей, а море неглубокое — нужно идти далеко. Зато песок, и песок очень мелкий.

У самого моря увидели свободный лежак. Оказалось, что он платный. Уголовного вида мужик подошел, помог установить зонтик и взял 30 гривен. Я, было, попытался поспорить и сказал, что мы всего на час.
— А без разницы, цена одна: хоть на час, хоть на день.
— Но после нас еще кто-то придет и тоже заплатит.
— Да, и он заплатит. Это же Одесса!
Вот такой диалог.

После полутора-двух часов на пляже перекусили в вездесущем Макдоналдсе и выехали в сторону Киева.

Дорога хорошая и широкая, с отбойником, ограничение постоянное — 110 км/ч. Населенных пунктов нет, но гаишники стоят часто. Говорят, что после того, как доделали дорогу Киев-Одесса, киевляне стали приезжать на море на выходные. Всего 400 с небольшим км по такой дороге — не проблема.

По пути есть город Умань, решили съехать с трассы. Я хотел купить сувенир для своего коллеги, чья фамилия пошла от Умани, ну а детям не вредно немного размяться. Сходу увидели в самом центре города большую детскую площадку, рядом стояла «десятка» с ханты-мансийскими номерами. Удалось поговорить и с хозяином. Он сам родом из Умани, и каждый год приезжает с семьей сюда, а отсюда доезжает и до моря. Забыл спросить, какой пробег получается.

Пока дети были на площадке, я отправился на поиски сувениров. Удивительное дело — в Киеве говорят по-русски, в Одессе говорят по-русски, а в Умани, которая стоит посередине, все говорят по-украински. Ты спрашиваешь, тебя понимают, но отвечают по-украински. Так диалог на двух языках и происходит. Это замечено в разговорах с разными людьми. Причем это не снобизм или вредность, просто им тяжело переходить на русский. Большая часть расклеенных по заборам объявлений тоже написана на «мове». И не поленились «немодный» ныне памятник снабдить новой табличкой: «В. I. Ленин» (если не путаю написание).

Из сувениров удалось купить только местное «Жигулевское» с крупной надписью «Уманьпиво», сувениры как таковые в центре города не продавались. И тут стоит сказать, что мы лажанулись. Когда въехали в Умань, видели много указателей на Софиевку. Что за Софиевка, я так и не понял тогда, а ведь читал раньше про этот уникальный дендропарк. Это самая известная достопримечательность Умани, старинный парк какой-то фантастической красоты (по отзывам знакомых и по фото), и все сувениры продаются как раз там.

Стоит упомянуть и еще одну достопримечательность, про которую я прочитал заранее. Это могила основателя так называемого «брацлавского хасидизма» раби Нахмана. Мы не планировали туда ехать, но как-то так сложилось, что попали. Малозаметная дорожка на окраине города поднимается в горку, а там... Охрана в камуфляже, дежурная милицейская машина, толпы израильтян-паломников, целый комплекс зданий, огромная гостиница... На маленьком пятачке на вершине холма кипит жизнь, идет торговля, играет музыка. На чужаков в нашем лице все, и особенно охрана, посматривают с подозрением. Когда я захотел подойти к синагоге, мне навстречу побежал цербер в камуфляже, крича, что сюда нельзя, и закрыл решетку. У прохода к самой гробнице стоит отдельный охранник-украинец (как и все охранники), который выдает кипы тем, у кого их нет, и вообще, решает, пускать или не пускать. Меня пустил, я зашел и сразу вышел, чтобы не смущать людей, которые там «по делу». Для кого-то это очень важно — приехать помолиться к раби Нахману, раз едут издалека. Я, хоть и принадлежу к племени иудейскому, религиозным фанатизмом отнюдь не страдаю. Думал, заеду посмотрю к «своим», а там все чужие и я для них чужой. Короче, весь этот паломнический комплекс оставил какое-то тягостное впечатление. Равно как и монастырь в Дивеево, в который мы ездили год назад.

Если же отбросить это, то Умань произвела на меня весьма благоприятное впечатление своей архитектурой и аурой, что ли. Уютный городок. Еще интересен рельеф. Когда едешь по трассе — вокруг степь, съезжаешь в Умань, а там холмы и множество выходов скальных пород на поверхность. Живописно!
Умань

Потеряв таким образом много времени, выезжаем из Умани. До Киева добрались уже в темноте, проехали его по краю (видимо, это была окружная), свернули на Чернигов и Харьков. Тут началась настоящая магистраль: четыре полосы в каждую сторону, на двух левых ограничение 130 км/ч! Это максимум за всю поездку, даже на платном турецком автобане было 120! Правда, лафа была недолгой, до поворота на черниговскую трассу. Магистраль пошла прямо, быть может, к Харькову? Но и дорога до Чернигова достойна похвалы, у нас дорог такого качества очень мало.

Несмотря на ночь, в деревнях, даже совершенно на вид глухих, часто попадались гаишные засады. Меня остановили уже недалеко от границы, хотя я знал, что если и превысил, то совсем на чуть-чуть. Только собрался вылезать из машины, он мне машет, мол, езжай дальше. Может, решил, что с меня ничего не возьмешь, когда я уже в считанных километрах от России? Таким образом, с украинской автоинспекцией я ни разу не пообщался ни по дороге туда, ни обратно. То ли повезло, то ли я не наглел в плане скорости и был им не интересен, то ли это все сказки про злых украинских даишников, которые не дают россиянам проезда.

Граница. Вместе со мной подъехал автобус. Может, поэтому украинцы выпустили быстро. Таможенник только спросил: «Наверное, пахлаву везете, сладости? Хоть бы дали попробовать, я ни разу не ел». «В следующий раз», — сказал  я. Мои женщины потом упрекали меня в жестокосердии, они были готовы найти в вещах эту коробку и покормить несчастного.

Перед российским КПП огромный хвост из фур. Объезжать их приходится по встречке. У шлагбаума просят подождать, оформляют автобус.
Потом началось: всех, кроме маленьких детей, вытащили из машины и пригласили к будке, чтобы сверить лица. Это впервые с тех пор, как мы выехали из России! Везде пограничник не считает за труд сам подойти и заглянуть в салон. Тем более, что так он может быть уверен, что никого лишнего в машине нет. После этого я бегал за таможенником, который все время пропадал. Он заставил заполнить декларацию (и снова это делается только у нас на границе), попросил указать, а что именно я везу в заявленных четырех сумках, и сколько это примерно стоит. «Из Стамбула? Товар, наверное, везете?» Впервые за все путешествие таможенник попросил вытащить и открыть сумку! Почему меньше всего нам доверяют наши же собственные сограждане? Так хочется, чтобы после большого пути Родина встретила тебя дружелюбно...

Надо сказать, что из Одессы мы выезжали в жару, а тут ночью всего +11. Когда подъезжали к границе, я думал, что отдам руль на оставшиеся российские 100 км Лене, потому что глаза начали слипаться. А теперь вот побегал в шортах по таможне и взбодрился. До Клинцов доехал сам, к тому моменту уже рассвело.

Закончился день с самым большим за все путешествие пробегом — 850 км.
Потом был день у родных в Клинцах. Расспросы-рассказы. Все мои решили остаться погостить еще на несколько дней, а я 7-го вечером поехал на Москву. Теперь уже без экспериментов, по прямой Киевской трассе. Покрытие, конечно, не супер, но ям нет, зря боялся. Доехал легко и быстро, часа в два ночи был уже дома. А утром предстояло выйти на работу. Путешествие закончилось и отпуск вместе с ним.


Вернуться назад Читать выводы и итоги


Все права принадлежат Дмитрию Житомирскому. 2009 год    zhdmitry@mail.ru

Сайт управляется системой uCoz