Автопутешествия в словах и картинках  


Автопутешествия
Дмитрия Житомирского
и его семьи



Белоруссия, Украина, Венгрия, Сербия, Босния, Черногория, Румыния
июль-август 2010 г.
Подготовка к поездке
Москва (RU) — Будапешт (H)
Будапешт — Сараево (BIH)
Сараево — Рисан (MNE)
Рисан — Жабляк (MNE)
Жабляк — Арад (RO)
Арад — Москва
Сводная информация
На главную страницу



Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов



 

Арад — Москва

Арад - Москва

День 25. 11 августа, ср
Арад — Ватра Дорней
Дневной пробег: 475 км.
От дома отъехали на 5198 км.
Ночевка в отеле: 200 леев (47 евро).
Парковка: 2,5 лея (1,4 евро).

Позавтракать мы решили арбузом, который у нас был с собой. Спросили у хозяина разрешения сделать это в кафе на первом этаже мотеля. Он дал нам посуду и налил чая и кофе. Причем денег за это не взял. Обстановочка в кафе, надо сказать, напомнила советский общепит, посуда тоже тех еще времен.

Мы едем по Румынии с запада на север страны, следующий крупный город по дороге — Клуж-Напока. Это уже историческая область Трансильвания. Если провести по карте прямую линию от Арада к Клуж-Напоке, то она пройдет через горы. Поэтому, следуя известной поговорке, трасса сначала идет на север, а потом поворачивает на восток — в обход гор. Вроде бы проехать можно и почти напрямик через горы, но, если верить Гуглу, за счет петляния по серпантинам километраж получается даже больше, чем в объезд по равнине. Отрезок Арад-Орадя идет вдоль венгерской границы, приближаясь к ней иногда почти вплотную. Здесь все названия населенных пунктов написаны на двух языках — румынском и венгерском. Кстати, на территориях, пограничных с Украиной, названия румынских деревень часто продублированы по-украински.

Обед мы себе устроили в оборудованном для этого месте у дороги на окраине кукурузного поля. Тенек под деревьями не помешал бы, конечно, но что поделать — степь, деревьев почти нет. Вскипятили чайник и немного уменьшили наши запасы съестного.

В Клуж-Напоку, однако, въехали под дождем, и даже думали, что погулять не получится. Но дождь быстро закончился, и мы припарковались в центре на платном паркинге. Наконец-то нормальная система оплаты парковки! Паркомат владеет английским, принимает банковские карты и позволяет выбрать любое время парковки. Вставил карточку, набрал нужное число минут, получил чек, на котором крупно отпечатан срок окончания оплаченного времени, и положил этот чек под стекло. Все.

Клуж-Напока — город больше венгерский, чем румынский. То есть сейчас румын там больше, чем венгров, но исторически всегда было наоборот. От современной румынско-венгерской границы Клуж-Напока отстоит довольно далеко — на 170 км.
В центре города, у католического собора, установлена конная статуя уроженца Клуж-Напоки, венгерского короля Матвея Корвина. Это мы прочли в путеводителе. А вот «в натуре» мы увидели довольно необычное зрелище. Постамент памятника, наверное, на реставрации, его нет, зато саму статую не увезли и даже не опустили на землю — она зачем-то осталась висеть в воздухе, удерживаемая ремнями, закрепленными на специально воздвигнутой конструкции. Статую при этом можно увидеть только снизу — лошадиные копыта и королевские сапоги.
Клуж-Напока

Католический собор по-настоящему красив — замечательные витражи и много резьбы. Основная часть прихожан — венгры (румыны в большинстве своем православные), поэтому объявления в соборе написаны по-венгерски, и венки лежат, украшенные ленточками цвета венгерского флага.
Клуж-Напока

А вот на этой центральной улице стоят разномастные таксисты. Правда, они занимают велосипедную дорожку, но обратите внимание — выехать может только первая машина, остальные продвигаются вперед и ждут своей очереди.
Клуж-Напока

Перед православным собором — музыкальный фонтан. Звучит классическая музыка, а струи воды как бы танцуют. Когда мы вошли в храм, я еще подумал, что музыка, наверное, должна мешать службе. Но по всей видимости, на время служб музыку выключают.
Клуж-Напока

Гуляя, мы обнаружили точно такую же бронзовую волчицу с Ромулом и Ремом, как в Тимишоаре. Все это — копии римской статуи.
Аккуратный, нарядный европейский город — таким мы увидели Клуж-Напоку. Румыния нравится нам все больше.
Клуж-Напока

Двинулись дальше. Снова ищем оборудованное место для отдыха, чтобы покормить детей и самим перекусить. Но на этой дороге таких мест нет. В конце концов, съезжаем в поле, достаем стулья, а плитку ставим прямо на землю. Варим макароны. Они уже кипели, когда кончился газ в баллоне. Видимо, в Черногории мне заполнили его не полностью. Известно, что если баллон трясти, то он еще что-нибудь выдаст. И вот картина — в лучах закатного солнца посреди румынской степи я прыгаю с баллоном в руках вокруг плитки, чтобы доварить макароны. К тому моменту, когда баллон умер окончательно, макароны были готовы!
Румынская степь
Румынская степь

По графику ночевка запланирована в Быстрице (это румынский город, несмотря на славянское название), но мы ведь второй день едем с опережением графика, так что минуем Быстрицу и уже в темноте начинаем карабкаться вверх по склонам Карпат. Дорога хорошая, но почти совершенно пустая, непроглядную тьму периодически прорезают молнии. Трансильвания, вообще-то, ассоциируется у всех исключительно со всякой вампирской нечистью. А вот впереди на горе светится кроваво-красный крест. Подъехали — оказалось, отель «Дракула». Лена сказала, что она не будет в нем ночевать, даже если тут хорошо и дешево. Катим дальше, спать все равно еще не хочется.

Места эти — туристические. Тут и бальнеология, и горнолыжные курорты. По дороге видим ресторан и отель с вывеской на русском — первый на нашей памяти случай в Румынии. Мест в отеле, однако, уже нет.
Доехали до городка Ватра Дорней, а это уже не Трансильвания, а Буковина. Хотя все те же Карпаты. На въезде отель и чуть дальше что-то похожее на мотель. В последнем мест все равно не было, а в отеле были. Двухместный номер стоит 100 леев с завтраком или 80 без завтрака, это 23/19 евро соответственно. Берем два номера с завтраком. Это, конечно, самая дорогая ночевка за последние три недели, дороже было только во Львове и Минске, но мы решили, что она же будет и последней. Следующую ночь мы либо проведем в дороге, либо будем спать в машине, а там уже и Россия, и наша родня в Брянской области. Так что балуем себя напоследок сном в нормальным отеле.


Дни 26-29. 12-15 августа, чт-вс
Ватра Дорней — Москва
Дневные пробеги: 1023+0+83+591 км.
Вернулись домой, проехав 6895 км.
Транзит через Белоруссию: 153 рубля.

Утром, как это часто бывало, мы удивились красоте места, в котором накануне в полной темноте остановились на ночлег. Зеленые холмы и предгорья Буковины кое-где были прикрыты туманной дымкой.
Включенный в цену номеров завтрак был реализован довольно странно: нам еще вечером выдали два талончика, на которых было написано «20 lei». Придя утром в ресторан, мы могли выбрать себе блюда из обычного ресторанного меню на эту сумму или другую: меньшую или большую. В последнем случае просто надо было доплатить разницу. У нас эта разница образовалась и составила 10 леев с пятерых. Вопрос, какой смысл оплачивать завтрак заранее вместе с номером, если ты получаешь ровно такое же обслуживание, как и любой зашедший с улицы посетитель? Шведский стол или несколько уже готовых блюд на выбор были бы, конечно, предпочтительней.

Когда мы проезжали Румынию в прошлом году, то собирались, но не успели посетить знаменитые монастыри Буковины с фресками на внешних стенах церквей. В этот раз запланировали восполнить пробел и заехать в монастырь Воронец, тем более, что он по пути.
Воронец — самый известный из всех, там всегда много туристов, заполненная парковка и большой сувенирный рынок рядом. За вход в монастырь берут деньги, внутри — не протолкнуться. В общем, впечатление сложилось, скорее, негативное, тем более, что расписные стены монастыря растиражированы на сотнях фотографий, и ничего неожиданного для себя мы не увидели. Я даже не стал фотографировать.

Потом мы вышли на монастырское кладбище. Я уже рассказывал о могилах с «открытой датой» в черногорском монастыре Градиште. Тут же этот почин развит до абсурда — покойников на кладбище меньше, чем живых. Вот вам апофеоз: место на четыре могилы, пока там никого нет, но двое будущих мертвецов уже известны, они написали свои имена и даты рождения и даже выбрали и вставили фото в обнимочку. Судя по всему, регулярно наведываются на собственную могилку, выпалывают сорняки. Места еще для двоих пока вакантны. Наверное, кто из родни быстрее умрет, тот и ляжет в этом пафосном месте.
Кладбище у монастыря Воронец

В Румынии полиэтиленовые деньги — а что, очень практично, и выглядят опрятно. В прошлом году последнюю пятерку пришлось отдать молдаванам на границе за «экологию», а в этот раз, покупая воду у монастыря и отдавая последние 5 леев, настоял, чтобы сдачу дали не монетами, а купюрой. Так что один лей на память у меня остался.

Из монастыря едем прямо в Сирет, на украинскую границу. Этот погранпереход нам знаком по прошлогодней поездке. Очередь на румынской стороне приличная, но за час с небольшим, наверное, мы без проблем из Румынии выезжаем. На украинском посту очереди почти нет, мы третьи в линии, но там бардак, все выходят из машин и толпятся у окошка пограничника (оно одно на все линии), многие (я видел только румын) пытаются пролезть вперед. Кстати, пока стоял там, видел через стекло, как пограничник ставил штампы в паспорта. У многих целые развороты заполнены одними украинскими штампами. Видимо, жители приграничных районов как с одной, так и с другой стороны часто ездят через границу. Также в очереди стояло много двуязычных людей, и даже было непонятно, какой паспорт человек сейчас подаст: румынский или украинский.

Кстати, вот еще деталь: обычно на «нормальных» границах окошко расположено так, что тебе комфортно общаться с пограничником, стоя около — ты на асфальте, пол его будки чуть приподнят, всем хорошо. И второй раз на украинском переходе я встречаю обратную ситуацию — перед будкой сооружен приступок, а пограничник сидит где-то внизу, и окошко расположено на уровне пояса. Чтобы что-то сказать или услышать, надо либо приседать, либо наклонятся. Короче, «все для людей», как на родине.

Паспорта проштамповали, таможенница ничего смотреть не стала, все — мы на Украине. Заехали на первую же заправку, бензин тут все-таки заметно дешевле румынского. Знакомое «двуязычие» — часть сотрудников АЗС (большинство) говорит по-украински, а часть по-русски. И так они общаются между собой — на русский вопрос украинский ответ и наоборот.

Мы должны пересечь всю Украину с юга на север по линии Черновцы-Овруч. Это 550 км по второстепенным дорогам. С указателями на Украине не очень хорошо, едем по навигатору, но в городах навигатор начинает врать, заводит то под кирпич, то во дворы. Хорошо, хотя бы направление можно отслеживать и вовремя разворачиваться, если поехал не туда. Но плутание по украинским городкам отняло порядочно времени. А в остальном — ехали, ехали, покупали сливы, персики и яблоки у дороги, ужинали на заправке отчасти своим, а отчасти тем, что там купили. Посещение крепости в Хотине мы из плана выбросили уже давно, так что ехали без лишних остановок, стараясь проехать максимально много. С какого-то момента дорога превратилась в сплошную трясучку, узкую, без обочин. Деревень не очень много. И совсем нет заправок. Когда загорелась лампочка, я понял, что заправки мне не попадались уже не один десяток километров. А впереди все та же глухая дорога, и вряд ли они появятся. В общем, изрядно понервничал, пока доехал до перекрестка с трассой, идущей на Киев. На нем стояло сразу две заправки, и на одной из них (WOG) принимали карточки. Вообще же, надо заиметь привычку на всех незнакомых дорогах заправляться, как только стрелка перевалит среднюю отметку. Нервы будут целей. Я же обычно тяну до «лампы».

В половину третьего ночи доехали до границы с Белоруссией. С полчаса постояли в очереди, потом прошли украинцев. Этот переход относится к Житомирской таможне, и таможенники веселились, увидев наши документы, и спрашивали, привез ли Дмитрий Житомирский им магарыч. Я же делал вид, что не понимаю их намеков. Так и расстались.
А у белорусов своя система — машину надо поставить на стоянку, пойти в транспортную инспекцию оплатить транзит, потом побегать за таможенником, чтобы он посмотрел машину. Таможенник не ленится пошарить внутри бокса на крыше, просит открыть багажник и расстегнуть одну сумку.

Но и это все заканчивается, мы едем по ровным белорусским дорогам на Гомель. Светает, отчего-то просыпается Яша и говорит, что не будет спать, пока не увидит, как взойдет солнце. Солнце, как по заказу, восходит прямо по курсу — мы едем на восток.
Как ни странно, но мне спать почти не хочется, во всяком случае, за всю эту ночь в дороге ни разу не пришлось бороться со слипающимися глазами, как бывало раньше. Я планировал подремать прямо в машине, но необходимости не возникло, а от Гомеля нам всего 100 км до уже российского города Клинцы, где нас ждут родные, и прибудем мы туда, выходит, рано утром, а не вечером, как предполагали.

Около границы с Россией белорусская транспортная инспекция проверяет «зеленую карту», забирает квитанцию об оплате транзита, удивляется (глядя на время выдачи квитанции), как быстро мы проехали Белоруссию. А я и не гнал совсем, просто дороги отличные и пустые.
Потом заканчивается Гомельская область и начинается Брянская. Вот так, безо всяких кордонов. Уже чуть дальше по дороге есть таможенный пост, но легковушки его проезжают, не останавливаясь. Переводим часы еще на час вперед — теперь время московское. Через сорок минут мы в Клинцах. Уже полдевятого по местному, поднимаем всех с постелей — никто нас не ждал так рано.

Потом был день на то, чтобы выспаться, потом еще день, чтобы съездить на реку Ипуть искупаться, а в воскресенье вечером, оставив Лену и мальчишек еще на неделю погостить (точно так было и год назад, когда мы возвращались), я с Машей поехал в Москву. Дорога, езженая десятки раз. Приехали ночью, а в понедельник меня уже ждала работа. Отпуск закончился. Оказалось, что как раз на время нашего отсутствия пришлось самое пекло с дымом в Москве. А с нашим возвращением жара спала, и почему-то сразу пахнуло осенью.


<< Вернуться назад Смотреть сводную информацию >>


Все права принадлежат Дмитрию Житомирскому. 2010 год    dimazhitomirsky@gmail.com

Сайт управляется системой uCoz