Автопутешествия в словах и картинках  


Автопутешествия
Дмитрия Житомирского
и его семьи



На западный край ойкумены
июль-август 2011 г.
1. Предисловие
2. Москва — Магдебург — Париж — Каркан
3. Сан-Себастьян — Бургос — Брага — Порту
4. Коимбра — Пениш — Синтра — Лиссабон
5. Эвора — Картейра — Албуфейра
6. Севилья — Гранада
7. Барселона — Монако — Постойна — Любляна — Москва
8. Вместо эпилога
На главную страницу



Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов



 
Москва-Каркан

День 1. 16 июля, сб.
Москва (RUS) — Szumowo (PL)
1118 км
Ночлег: 35 евро

А поехали мы на полтора часа позже запланированного и поймали все московско-дачные субботние пробки. Этот день не был особо богат на впечатления. В Белоруссию въехали без остановки. Были удивлены, что бензин там оказался дешевле российского, а курс местной валюты упал до неприличности. Плату за транзит отменили. С оплатой дороги М1 тоже какие-то странности — раньше брали со всех легковушек ниже 2,10 м по пол-евро, а с тех, что выше (моя машина с боксом на крыше выше) по два евро на каждом пункте. А в этот раз на всех пунктах взяли по 20 рублей, то есть ошибка или недосмотр оператора исключены. Что-то изменилось в правилах.

Поскольку «телеатласовская» карта Белоруссии совсем плохая, я загрузил какую-то другую, в ней все дороги есть. Даже, я бы сказал, их там больше, чем надо. Потому что навигатор, который вел нас на погранпереход «Берестовица-Бобровники», не дождался, как я потом уже понял, основного съезда с брестской трассы, а приказал свернуть чуть ранее, в населенный пункт Новая Мышь. Ну, мало ли... Я ни разу до этого не ездил в Бобровники. В общем, асфальт довольно быстро сменился грейдером, и километров 30 мы ехали по нему. К счастью, дорога была ровная, без ям, так что проехали мы ее, лишь немного снизив скорость. Нас этим не испугаешь, мы ездили из Астрахани в Махачкалу ночью по разбитой грунтовке.

На границе были в компании всего нескольких машин в районе 19 часов. И даже пересменка нас не очень задержала. Никто, конечно, там не торопился, но никаких претензий ни к белорусской, ни к польской стороне нет — вполне доброжелательное и человеческое отношение.

Ура! Мы в Польше! Впервые, кстати. С удивлением обнаружили, взглянув на навигатор, что надо перевести часы еще на час назад, а думали, что Польша в одном поясе с Белоруссией.

Дорога двухполосная, но с очень широкой обочиной, с обгоном проблем нет — все, кого догоняешь, уходят на правую обочину, а встречные, видя, что ты идешь на обгон, съезжают на левую, так что свободной встречки можно и не ждать. Тут самое трудное усвоить эту манеру самому и, во-первых, уступать дорогу более шустрым, а во-вторых, не вопить: «Куда, идиот, прешь?!», когда кто-то идет на обгон практически тебе в лоб. Ну а впрочем, дагестанский опыт снова выручает — там и без всякой обочины разъехаться троим джигитам на двух полосах — обычное дело.

Радует обилие придорожного сервиса, все пестрит предложениями поесть и переночевать. Я планировал ночевку в мотеле где-нибудь около Белостока, но мы в таком хорошем ритме прошли наш первый день, что сумерки застали нас уже заметно дальше ожидаемого. Посчитав, что хватит на сегодня, тут же заехали в ближайший мотель, где нам предложили номер с четырьмя кроватями за 35 евро. Тесновато, но остальные номера двухместные, и брать три на пятерых совсем не резон.

Первыми нашими покупками в Евросоюзе стали две бутылки польского пива.


День 2. 17 июля, вс.
Szumowo (PL) — Где-то за Магдебургом (D)
1020 км

Встали мы и по московскому-то времени не поздно, а уж по польскому — вообще чуть свет. Продолжили наш путь на запад. Вдруг глухо встали в длинной пробке — видимо, где-то впереди авария. Многие машины из бесконечной вереницы разворачивались, чтобы объехать затор. Мы же обратили внимание на небольшой странный зоопарк прямо у дороги и решили скоротать время там. В зоопарк бесплатный вход, он как будто входит в состав большого придорожного комплекса со стоянкой для дальнобойщиков, ресторанами, отелем. В клетках, вольерах, загонах, прудах, да и просто на газонах — животные. Живые и не очень.
Зоопарк

Погуляли немного по зоопарку, пробка рассосалась, поехали дальше. Проезд по трассе A2, идущей от Варшавы на запад, платный. Нам пришлось отдать 59 злотых, а это почти 14 евро, но дорога хорошая. Когда же въехали в Германию, то попали на настоящий автобан — без ограничений скорости, с тремя полосами минимум в каждом направлении. Любой съезд с трассы предполагает длинный боковой рукав, в который надо уйти заранее и уже в нем гасить скорость. И наоборот, каждый выезд на трассу — это три дополнительные полосы разгона, тянущиеся на несколько сотен метров, отделенные от основного полотна линией разметки, позволяющей пересечь ее только справа налево, и убывающие постепенно, то есть «3-2-1-0». Ну и отдельное удовольствие доставляет тот факт, что все эти дороги бесплатные.

Зато в Германии дорогой бензин — мы заправились по 1,64 евро за литр 95-го (92-й, как известно, заканчивается вместе с постсоветским пространством). Это на 40 евроцентов дороже, чем в Польше. Придорожной инфраструктуры, столь разнообразной в Польше, на немецких автобанах не густо. Есть места для отдыха, оборудованные столиками, туалетами и умывальниками, есть заправки с фастфудом, но в основном, едешь среди пустынного ландшафта. На автобанах тоже случаются пробки, и, угодив в таковую, мы по счастью оказались прямо перед комплексом с ресторанчиком, в котором с пользой скоротали время в ожидании, пока затор рассосется. Немолодая женщина, обслуживавшая желающих поесть, не говорила по-английски, но дала нам понять, что понимает немного по-русски — видимо, играет роль то, что мы еще на территории бывшей ГДР. О пересечении же существовавшей в 1945-1990 годах внутригерманской границы напоминает типичный коричневый щит у дороги из числа тех, что обозначают достопримечательности.

Что еще обратило на себя внимание на немецких дорогах, так это ничтожно малое число седанов. Подавляющее большинство легковых машин — хэтчбэки и (особенно) универсалы. Так, видимо, проявляется немецкая практичность. И как владелец в прошлом универсала, а ныне минивэна и хэтчбэка, я с немцами солидарен.

Несмотря на испортившуюся погоду, заехали в Магдебург. Предварительно мы ничего о нем не читали, поскольку это всего лишь транзитный пункт, но у нас с собой был путеводитель, и на подъезде к городу выяснилось, что в Магдебурге стоит «Зеленая цитадель» австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. До этого мне только попадались фотографии его построек в Вене, подобные эксперименты я всегда оценивал высоко. И вот сквозь капли дождя на стеклах мы увидели «Зеленую цитадель». И пусть вас не смущает, что она розовая.
Зеленая цитадель Хундертвассера. Магдебург

На крыше здания и в нишах стен высажены трава и деревья — отсюда и название. Окна отличаются друг от друга формой и размером. Линии на фасаде не дают глазу разглядеть в этом здании строгую регулярность традиционно устроенного дома для жизни и работы, каковым по сути «Зеленая цитадель Магдебурга» и является.
Зеленая цитадель Хундертвассера. Магдебург

Это последнее творение Хундертвассера, строительство было закончено в 2005 году, через пять лет после смерти автора. Сам Хундертвассер определял его как «оазис для людей и природы в море рациональных построек». Вот так выглядит внутренний дворик здания.
Зеленая цитадель Хундертвассера. Магдебург

Побродив под усиливающимся дождем вокруг «Цитадели», вернулись к машине.

Ночевка предполагалась в кемпинге под Магдебургом. Но, во-первых, время суток позволяло ехать дальше, а во-вторых, шел дождь, ставить палатку не улыбалось, зато мы были воодушевлены недорого и с комфортом проведенной ночью в польском мотеле. И вот с наступлением темноты мы стали искать ночлег. Тут нас ждало разочарование — цены в немецких мотелях вдвое-втрое выше, чем в польских. И они не стоят вдоль трассы с призывными вывесками, их надо искать. Помыкавшись так часа полтора, решаем ехать вперед, пока есть силы, а потом заночевать в машине на одной из оборудованных стоянок.


День 3. 18 июля, пн.
Magdeburg (D) — Paris (F)
852 км
Ночлег: 29,25 евро

Проснулись мы солнечным, но ветреным утром на стоянке у трассы. Приведя себя в порядок, двинулись дальше. Германия сменилась Бельгией. Кроме заправки в городе Herve, мы нигде в этой стране не останавливались. Надежды на то, что цена на топливо в Бельгии будет, как в Польше, не оправдались — литр стоил 1,54 евро. 190 километров промелькнули незаметно, и вот мы во Франции. Тут снова пришлось вспомнить про оплату дорог. С этого момента, надо сказать, платные магистрали стали нашими постоянными спутниками. Сначала с непривычки казалось, что это очень дорого, потом... Потом все равно казалось, что дорого, но воспринималось уже как должное. Пересечь Францию дважды — с востока на запад и обратно — стоило нам 91 евро.

Домчались до Парижа и по его окраине поехали сразу в кемпинг. Путь наш лежал мимо аэропорта имени Шарля де Голля. Перпендикулярно дороге шел на посадку самолет. Я смотрю на него и понимаю, что наши траектории должны пересечься, что он никак не успеет сесть и затормозить, не переехав при этом автотрассу. И вдруг мы ныряем в тоннель и проезжаем прямо под взлетно-посадочной полосой с садящимся самолетом. Это был даже не тоннель, а, скорее, путепровод, под которым мы проехали.

Выбранный заранее кемпинг L’ile Demoiselle нашелся сразу. Похожий на индейца хозяин показал нам просторное место, мы поставили палатку, натянули перед ней тент, чтобы защитить мебель и прочие вещи от весьма вероятного дождя. Тент этот я купил незадолго перед поездкой.

Кемпинг этот — в истории наших путешествий первый, скажем так, западноевропейский. Здесь мы впервые столкнулись с некоторыми особенностями, которые станут потом привычными. Во-первых, на ночь ворота кемпинга закрываются, на территорию можно пройти пешком, открыв калитку с кодовым замком, а вот машину придется оставить на стоянке за забором. Так будет практически везде — это забота о покое спящих. Во-вторых, из соображений экономии расход горячей воды ограничен. В Восточной Европе было проще — там горячей воды или вообще не было, или, скажем, она нагревалась солнцем (непосредственно или с помощью солнечных батарей) и довольно быстро заканчивалась. Но уж если была — то лей не хочу. В кемпингах Западной Европы, как привило, стоят краны-таймеры: нажимаешь на него, и вода течет секунд 15, потом опять нажимаешь. Один раз в Португалии встретили электронную систему: после нажатия кнопки вода будет в душе в течение семи минут. Потом можно снова нажать на кнопку, вот только кнопка эта не в душевой кабинке, а в общем «предбаннике», так что стараешься все-таки уложиться. Но самым подлым был душ в этом самом кемпинге под Парижем — он там был по жетонам, которые надо было купить заранее. Один жетон стоит полтора евро и включает воду на шесть минут, если мне не изменяет память. Время просто отсчитывается от момента опускания жетона. Я же, решив, что считается только «чистое» время течения воды (кран был в виде кнопки-таймера), вынужден был однажды бежать в пене за вторым жетоном.

И еще один момент европейского рационализма или жлобства в этом кемпинге, называйте, как хотите. Подключение к электричеству может быть на 4 ампера, а может быть на 6. Разница в цене — 1,50 евро в день. Но за перегоревший предохранитель — штраф 2 евро. Я прикинул было, что 4 ампера нам должно хватить, но потом пошел доплатил до шести, чтобы уже не думать.

Перекусив по-быстрому, мы, конечно же, отправились в Париж, до центра которого было километров 40. Однако еще даже не начало смеркаться — как хорошо все-таки иметь возможность ехать весь день быстро, ведь проснулись мы сегодня за 800 км от Парижа!

Открывая ворота кемпинга, заметил, что перегорела лампа ближнего света. Я наслышан, что в Европе полицейские могут задержать машину с негорящими лампочками до устранения неисправности, поэтому лампы у меня с собой все есть. Говорят даже, что и на границе в Польше могут проверить их наличие — не знаю, не сталкивался. Тут примечателен сам факт — светили лампы три с половиной года, и надо ж было перегореть одной вдали от дома. Выключил ближний, включил ПТФ — они у меня в одном блоке, так что не особо заметна разница. А на следующее утро заменил лампу, тут же купив новую в запас.

В Париж мы ехали, установив в навигаторе конечным пунктом некий абстрактный центр города. Поколесив немного вдоль Сены, заехали на небольшую улицу, где совершенно свободно запарковались — все-таки вечер буднего дня. Дальше пошли гулять пешком, вооружившись планами и путеводителем.

По Сене ходят кораблики для туристов с мощными прожекторами по бортам, освещающими набережные.
Сена. Париж

Прошли мимо Собора Парижской Богоматери, закрытого, конечно, в этот час.
Собор Парижской Богоматери

Продолжили путь, ориентируясь на Эйфелеву башню, выглядывающую время от времени из-за зданий. Шли мы долго, уже совсем стемнело, поэтому проиллюстрировать рассказ фотографиями я не могу. Сейчас я прикинул, что прошли мы около 6 км, что для неспешной прогулки с детьми, конечно, немало.

Посидев под ярко освещенной Эйфелевой башней, пошли к ближайшей станции метро, возвращаться пешком, разумеется, не хотелось. Несмотря на то, что перевалило заполночь, людей было много, к метро шла просто колонна. Мы изучили схему, прикинули оптимальный маршрут, но даже он предполагал довольно большой крюк на местности и одну пересадку. Билеты на нас всех обошлись в 8,50 евро.

Парижское метро довольно забавное. Вагончики какие-то маленькие и тесные. На той линии, по которой мы ехали, поезда на шинном ходу, т. е. колеса у них резиновые, хоть и катятся по рельсам. От этого трения резины о металл на станциях ощущается запах, навевающий воспоминания об аттракционах моего детства. Большая часть пути идет по наземным участкам, причем не по земле, а на эстакадах. Перегоны очень короткие — только разогнался поезд и уже тормозит. Все двери не открываются на каждой станции, чтобы выйти или войти, надо откинуть рычажок, удерживающий створки дверей вместе, тогда они разъедутся.

Доехав до станции пересадки, мы перешли, и в числе прочих стали ожидать своего поезда. Ждали долго. Ждали бы еще, если бы по перрону не прошел чернокожий человек, объясняя всем, что, мол, всё, поездов сегодня больше не будет. Поднялись наверх, сориентировались и еще два с половиной километра шли до машины пешком по практически пустому городу. На этом прогулка по вечернему Парижу закончилась.

Машину, естественно, пришлось оставить за воротами кемпинга.


День 4. 19 июля, вт.
Paris (F)
137 км
Ночлег: 29,25 евро

Когда мы проснулись, лил дождь. Особого желания вылезать из палатки, пусть нас и ждал Париж, не было. Потихоньку раскачались, позавтракали под тентом. Выехали в сторону Парижа, решив завернуть по пути в супермаркет. Это было наше знакомство с сетью «Carrefour», в магазинах которой мы будем отовариваться и в Испании, и в Португалии. Здесь я купил дождевик-пончо, потому что ветровка моя под сильным дождем промокает, удивился заодно ассортименту товаров для кемпинга и невысоким ценам на них. Так и подмывало что-нибудь купить!

Всю дорогу нас сопровождал непрекращающийся дождь. Мы немножко поездили по городу, глядя на него сквозь капли на стеклах. Вот таким, например, нам запомнится Центр Жоржа Помпиду.
Центр Помпиду

Приехали к Собору Парижской Богоматери, намереваясь оставить машину на ближайшей подземной парковке. Но максимальная высота там была ограничена 1,95 м, так что пришлось от этой затеи отказаться. Нарезав несколько кругов в бесплодных попытках припарковаться, я высадил всех у Собора, а сам отправился на поиски более далекого паркинга. Очень скоро выяснилось, что ни на одну подземную парковку моя машина не входит по высоте, запарковаться у тротуара нельзя, потому что оплата в этом случае производится специальной картой, которую еще надо где-то купить, и остаются мне только огороженные наземные паркинги. Навигатор привел к ближайшему такому — на набережной Сены, довольно далеко от Нотр-Дама. Оттуда пешком я шел обратно. По пути возникла мысль воспользоваться общественными велосипедами, стоянки которых в центре Парижа встречаются повсеместно. Такой велосипед можно возвращать на любую из стоянок. Удовольствие не бесплатное, как в некоторых других городах, но вполне подъемное. Взять можно хоть на полчаса, хоть оформить абонемент на месяц, происходит все в автоматическом режиме, нужна только банковская карта. Меня отпугнуло то, что на карте блокируется 150 евро. По идее, они должны разблокироваться при возврате велосипеда, но кто его знает... Вдруг месяц будут висеть? В общем, пошел пешком. В своем темно-зеленом дождевике поверх рюкзака, на площади перед Нотр-Дам де Пари я, верно, напоминал Квазимодо.

Из-за постоянного дождя фотоаппарат я даже не стал забирать из машины, так что наша дневная парижская прогулка осталась незадокументированной, если не считать нескольких кадров, снятых Машей на телефон.
Париж
Париж

Впрочем, и прогулка-то была небольшая. После беглого осмотра Собора Парижской Богоматери, брели вдоль Сены, обедали в ресторане, глазели по сторонам. Потом забрали машину с парковки, заплатив 11,60 евро, и по Елисейским полям мы уже ехали, а не шли. Ехали небыстро из-за пробок. В общем, покатались до темноты и покатились обратно в кемпинг.

По дороге я планировал заправиться, и тут мы столкнулись с проблемой. В это время суток (было, наверное, около 22 часов) все заправки, к которым приводил навигатор, были закрыты. Одна работала в автоматическом режиме, но мои карты принимать отказалась, а на Машиной чипованной заблокировала 130 евро, ругнулась и бензина так и не дала. Заблокированная сумма, кстати, провисела на карте месяц. Что ж, это стало нам наукой — о топливе нужно задумываться заранее, даже если ты вблизи мегаполиса, и решать эти проблемы лучше днем. С неспокойным сердцем и лежащей стрелкой мы доехали до кемпинга, оставили машину снова за воротами, дошли до своей палатки, стараясь не наступать в лужи, на том день и закончился.

Небольшое резюме относительно спора, ехать в центр Парижа на машине, или на общественном транспорте. В свое время, когда я задавал этот вопрос в конференции «Отдых и путешествия», мнения разделились. Но никто, и я в том числе, не подумал, что машина наша на подземные паркинги не войдет по высоте. Если бы об этом знать, вопрос решился бы однозначно в пользу метро и электричек. А так уйма времени и нервов была затрачена на решение проблемы парковки.


День 5. 20 июля, ср.
Paris — Carcans (F)
686 км
Ночлег: 30,5 евро

Наутро я спросил у администратора, где ближайшая заправка с оператором, и она указала нам на ту самую, автоматическую, где накануне ничего у нас не вышло. Как выяснилась, днем она работает в двух режимах, и моя не сработавшая в автомате карта была без вопросов принята оператором.

Цены на бензин во Франции ничуть не отстают от немецких и бельгийских и колеблются около 1,60 евро за литр 95-го. В Европе он, кстати, часто обозначается просто значком с перечеркнутым обозначением свинца — Pb или словом Unleaded, т. е. неэтилированный.

Мы покидаем Париж, надо ехать дальше. Конечно, нам не повезло с погодой, и дождь смазал и без того скудную программу нашего пребывания в легендарном городе. Но все равно девушки успели попасть под очарование Парижа и уезжают с уверенностью, что обязательно сюда вернутся. Я же всегда был равнодушен к большим помпезным городам, впрочем, уверенность в том, что в Париж я еще вернусь, осталась и у меня.

Сейчас же наша главная мечта — чтобы кончился дождь и стало, наконец, тепло. В надежде на это мы едем на юго-запад, в сторону Бордо, к океану. Должно же на океане быть тепло и солнечно! Пробуем бесплатные дороги, и оказывается, что двигаться по ним получается крайне медленно, возвращаемся на платные магистрали. За день на оплату дорог истратили 51 евро.

Я вовремя заметил, что навигатор ведет нас к кемпингу кратчайшим путем — через залив на пароме. Остановившись и изучив карту, решили, что паром — штука ненадежная, а крюк вокруг залива — километров 80, зато гарантированно доедешь без сюрпризов. На следующее утро была возможность изучить расписание парома и цены на него. Коротко говоря, мы поступили правильно.

По дороге мы должны были пересечь Гринвичский меридиан и въехать в западное полушарие. Я ждал хоть какого-нибудь указателя или знака, но ничего не было, просто «восточная долгота» в навигаторе сменилась «западной».

Вопреки ожиданиям, в кемпинг въехали под тем же, что и в Париже, дождем. Хозяин по-английски не говорил, но понять друг друга нам было несложно. Мы решили палатку в ливень на одну ночь не ставить, а растянули тент, расставили под ним мебель, подвесили свет, чтобы поужинать, а спать легли в машине.


<< К предисловию Поехать дальше >>


Все права принадлежат Дмитрию Житомирскому. 2011 год    dimazhitomirsky@gmail.com

Сайт управляется системой uCoz