Автопутешествия в словах и картинках

Автопутешествия

7. Барселона — Монако — Постойна — Любляна — Москва
8. Вместо эпилога
На главную страницу

Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов

Лиссабон-Картейра

День 14. 29 июля, пт.
Lisboa — Quarteira (P)
368 км
Ночлег: 35,20 евро

Покинув наш кемпинг Orbitur и сделав остановку на пару часов все у того же торгового центра Forum (окончательно закрыть тему шопинга вчера не удалось), мы двинулись на юго-восток. Другими словами, самую западную точку нашего путешествия мы прошли — а куда же еще западнее? Держим путь на город Эвору.

В Эворе снова столкнулись со сложностями с парковкой. Поездили по Старому городу, втиснулись, увидев место в ряду машин. Плевать эти машины хотели на желтую линию, проведенную вдоль тротуара. Я же все-таки зашел в ближайший магазин и спросил у девушки, можно ли тут стоять. Она даже выглянула на улицу, увидела ту самую желтую разметку и сказала, что нет, нельзя. Тогда я поинтересовался, почему они все стоят. «Это незаконно», — ответила она. «Здесь не бывает полиции?» — «Бывает, но они не обращают внимания...» — «То есть можно оставить машину?» — «Не знаю, эти машины все-таки португальские». Короче, я решил не рисковать. Пришлось выехать за пределы Старого города, а потом возвращаться туда по довольно сильной жаре.

Эвора имеет какой-то совсем южный вид, вероятно, из-за выкрашенных в белый цвет невысоких зданий. На центральной площади Жиральду дети с удовольствием пообливались водой из фонтана.
Эвора

Затем мы пошли к, наверное, главной аттракции Эворы — Капелле костей в церкви Сан-Франсишку.

Что такое оссуарии вообще, и такая ли это редкость — несложно выяснить в интернете. Здесь я просто скажу, что все стены Капеллы выложены человеческими костями.
Капелла костей

А вот еще несколько более жизнеутверждающих зарисовок из Эворы.
Эвора

Оранжевая окантовка окон и дверей побеленных домов — характерный для Эворы вид. Точно такое же оформление мы позже обнаружили в испанской Андалусии.

Под занавес нашей прогулки по Эворе мы вышли к остаткам римского храма.

Где-то в этих краях, перемещаясь по бесплатным дорогам местного значения, мы остановились на обочине, чтобы купить арбуз. Мужик продавал их не то с кузова пикапа, не то с обычного легкового прицепа. Мы с Леной подошли, выбираем. Вроде, он не понимал, что мы говорим, но понял, значит, что говорим по-русски. Положил выбранный нами арбуз на весы, весы показали сумму «2,20». «Два двадцать» — совершенно чисто произнес мужик. И улыбнулся, как бы давая понять, что на этом его познания закончились. Однако, давая нам сдачу, он снова сказал: «Три евро». Сейчас жалею, что мы не расспросили его, откуда такие познания. И, самое интересное, это чистое произношение. Тут, мне кажется, играет роль то, что основной массив звуков португальского и русского языков совпадает. То есть мужик, может, говорил как бы с португальским акцентом, просто никакого специфического акцента относительно русского языка нет. Пусть знающие люди меня поправят, если я ошибаюсь. E-mail в подвале страницы.

С этого момента маршрут наш меняется кардинально относительно того, что был спланирован. Возвращение в Испанию пока откладываем и едем на юг Португалии, в Алгарви, чтобы пожить несколько дней в кемпинге недалеко от пляжа и вдоволь накупаться. Кемпинг я успел выбрать из каталога, пока мы жили под Лиссабоном. Это представитель все той же сети Orbitur в месте под названием Картейра, правда, цены в нем повыше из-за курортного расположения.

Кемпинг огромный и заселен довольно плотно. Мы приехали уже в темноте и долго бегали вдвоем с Леной, выбирая место. Нашли только в дальнем конце, у самой ограды, где нет разделенных участков, а просто большая площадка под эвкалиптами для палаток. Наш 30-метровый удлинитель пришлось размотать полностью, чтобы дотянуться до щитка. Место, в общем, хорошее — никто мимо не ходит, воздух напитан ароматом эвкалипта, палатка почти весь день в тени.
Кемпинг Orbitur Quarteira

Докучала разве что пыль с грунтовки, проходящей вдоль ограды кемпинга. А колючая проволока, равно как и вмурованные битые стекла, — обычное дело для португальских заборов.

Дни 15-16. 30-31 июля, сб-вс.
0 км
Ночлег: 2×35,20 евро

Пока мы два дня вообще никуда не выезжаем, мне не остается ничего другого, как рассказать вам про наш кемпинг и пляж.

Кемпинг, как я говорил, огромный и заполненный. И мы по дороге на пляж минут десять только шли из нашего угла до ворот. Шли мы вдоль рядов капитально устроившихся туристов, в основном, португальцев. Приехали они явно не на одну неделю. Там были большие тенты с холодильниками, телевизорами, пластиковой мебелью. По небольшой территории своего участка некоторые расставляли садовые светильнички на солнечных батареях, видели мы даже табличку, гласящую, что здесь живет семья такая-то. Впрочем, для курортных кемпингов это типичная картина — год назад мы видели подобное в Черногории. Жить в кемпинге, конечно, гораздо дешевле, чем снимать апартаменты или гостиничный номер, вот люди и проводят таким образом весь отпуск, не меняя место.

В маленьких кемпингах, таких, как был, например, у нас в Париже или в Бордо, хозяин — он же и администратор, и охранник. Ему несложно запомнить, кто и где у него живет сейчас, он тебе показывает место, он же с тобой рассчитывается, когда ты уезжаешь. В больших кемпингах все по-другому. Обязательная предоплата, на машину и людей выдаются пропуска, на палатку вешается номер. Я видел служащих в роли инспекторов, проверяющих, не застоялся ли кто больше положенного.

В кемпинге большой штат сотрудников и богатая инфраструктура. Есть бассейн с горкой, детская площадка, ресторан, супермаркет, дискотека по вечерам, игровые автоматы, несколько блоков с туалетами, раковинами, душевыми и стиральными машинами, место для мойки машин и обслуживания автодомов. Wi-Fi, конечно, всю территорию не покрывает, но в районе ресторана ловится устойчиво.

Остановлюсь немного на кемпинговом оборудовании. Без преувеличения процентов 70 всех палаток, всей кемпинговой мебели и т. п. украшены логотипом Quechua — другими словами, куплены в «Декатлоне». Магазины эти в Европе встречаются на окраинах даже относительно некрупных городов. Кроме того, в любом супермаркете и на многих заправках есть отделы с товарами для туризма и отдыха. Там можно купить тенты и палатки, посуду и мебель, газовые баллоны и плитки, одежду и обувь — все, что может пригодиться для жизни в кемпинге, и даже то, что у нас в специализированных магазинах не всегда-то купишь. Вроде обрезиненной кувалды для вбивания колышков. Наличие огромного числа кемпингов и распространенность этого типа отдыха среди европейцев порождают соответствующее предложение.

Что же касается соотечественников, то в кемпингах они нам не встречались. Было, правда, одно полу-исключение. В первое же утро в Картейре я проснулся и услышал мужской голос: «Ну, ё-моё, блин!». В палатке, стоящей прямо за нашей, оказалась смешанная компания — говорили они по-русски с южным выговором и по-португальски. Машина была с португальскими номерами. Скорее всего, это бывшие россияне или украинцы, живущие теперь в Португалии. Познакомиться мы не успели, они уехали на следующее утро.

До пляжа надо было идти от ворот кемпинга еще минут десять. Пляж широченный, но все лежат, конечно, поближе к воде. На входе установлен стенд с расписанием приливов и отливов.
Пляж Картейры

Максимум отливов приходился на раннее утро и на поздний вечер, когда уже темно. Но мы ходили как-то вечером на пляж — вода ушла метров на 50, море стало очень мелкое даже довольно далеко от берега, а на самом берегу образовались причудливые канавки на плотном влажном песке от отступившей воды.

Днем на пляже было относительно немноголюдно, и места хватало всем.

Да и те, кто были, не слишком стремились в воду. То ли дело наши дети!
Пляж Картейры

Вдоль всего побережья летали самолеты, волоча за собой баннеры с рекламой.

За эти два дня на одном месте еще три события, пожалуй, заслуживают внимания.

Первое. К нам в гости пришел зверь. Сначала он брел по забору, потом перелез на эвкалипт. Заметил его Яша, а прибежавшие на наши возгласы французские дети стали кричать «ле камелеон, ле камелеон».
Хамелеон

Второе. Я слушал музыку в машине и посадил аккумулятор. Два года подряд возил с собой зарядное устройство, а на третий посчитал, что в поездке это лишнее, и не стал брать. Так что закон подлости никто не отменял. Ближайшая к нам машина была у португальской семьи. Оказалось, португальцы тоже знают, что такое «прикурить», и глава семьи охотно согласился быть донором. Провода у меня были. Мы завели машину, после чего я отогнал ее на площадку для мытья и оставил заведенной на полчасика. Заодно смыл с нее пыль при помощи ведра и губки.

Ну и третье — мы открыли для себя одноразовый гриль. Дело было так. Поскольку поголовно все, стоящие в кемпинге подолгу, имели грили, каждый вечер округа наполнялась самыми аппетитными запахами. Сродни тем, что окутывают по субботам подмосковные дачные поселки, но с рыбным уклоном. Мы, конечно, немного завидовали, но понимали, что таскать за собой мангал — это лишнее. И вот я за какой-то надобностью зашел в магазин при кемпинге, и увидел там мини-мангалы, сделанные в форме небольшой чаши на ножке. Там же были маленькие решетки, продавался и уголь. Не было жидкости для розжига. Тогда я обратил внимание на уголь, расфасованный в пакеты, которые надо поджигать, не вскрывая, и необходимость в жидкости или чём-то еще отпадает. Я чуть было не купил такой комплект: мангал, решетка и уголь, хотя совершенно не хотелось таскать потом за собой этот мангал. И вдруг обратил внимание на небольшой запечатанный лоток. Оказалось, есть такая штука как одноразовый гриль. Для меня это было просто открытие! Лоток из плотной фольги сантиметров пять глубиной, стенки его покрыты изнутри парафином или чем-то подобным, в лоток уложен прессованный уголь, лист промасленной бумаги. Сверху это все перекрыто решеткой (просто сеткой, вырубленной из тонкого стального листа), края решетки зажаты краями лотка, так что конструкция закрыта, ничего не вываливается. Достаточно поджечь спичкой промасленную бумагу, и начинается довольно активное горение. Через 15-20 минут огонь гаснет, угли готовы. У нас вполне получалось приготовить на этих углях две порции продуктов.

День 17. 1 августа, пн.
47 км
Ночлег: 41,40 евро

С началом августа на 6 евро повысилась цена нашего размещения.

Просидев два дня безвылазно на пляже, решили выбраться погулять в ближайший городок — Албуфейру. Ну, обычный курорт, смотреть особо не на что. Купили сувениры, в том числе две дамские сумки. До этого момента, то есть до написания отчета, я считал, что мы купили сумки из кожи, имитирующей текстуру и цвет пробки. А вот сейчас выяснил, что собственно из пробки они и пошиты. Удивительно!

На сумки оформил Tax Free. Причем по финскому опыту я знал, что их должны запечатать в пакет и заклеить специальным стикером. Что к выписанному чеку Tax Free должны приложить кассовый чек. Тут же продавщица сказала, что запечатывать нечем, а кассовый чек они должны оставить себе. В общем, я мысленно плюнул на возмещение, пожалев потраченного зря на оформление времени. Однако на обратном пути польский таможенник лишь удостоверился, что сумки у нас с собой, а то, что они не запечатаны, его не смутило, и заветные печати были поставлены. А когда в Москве я позвонил в банк «Интеза» и спросил, можно ли обналичить чек Tax Free, если нет кассового чека, девушка полистала что-то и сказала, что в случае с Португалией это возможно. Так что все сработало.

Тут же, в Албуфейре, удалось купить керамику «капустный лист», которую мы тщетно пытались найти до этого. Фотографию я вам уже показывал.

Зашли за пакетами для вакуумной упаковки одежды в китайскую лавку. Подобные нам уже попадались в других португальских городах. Уникальные, конечно, заведения. Небольшой с виду магазинчик оборачивается лабиринтом комнаток и закутков, сплошь заполненных товарами. То, что в других магазинах сделали бы подсобкой, складом, тут — торговый зал. Ассортимент товаров огромен, но все made in china в худшем смысле. То есть дешево, но низкого качества. Работают в таких магазинах китайцы.

Когда начался ливень, мы пошли обедать в ресторан, соблазнившись предложением порции сардин на гриле с картошкой и салатом за вполне умеренные деньги. Сардины были действительно вкусными. Правда цена в меню была заметно выше той, рекламной, и при заказе я счел нужным оговорить этот момент во избежание недоразумений. Ну и все-таки пришлось напомнить официанту, что сардины заявлены не только с картошкой, но и с салатом. Салат он принес, но осадок остался. Вот не люблю я рестораны a la carte!

От южной части Пиренейского полуострова я ждал бесхозных апельсиновых рощ, уходящих за горизонт по обе стороны дороги. И я представлял, как мы будем рвать апельсины с деревьев и объедаться ими. Но почему-то все сады вокруг оказывались за изгородями, да и не так много их было. Зато мы увидели, что апельсины продают большими сетками, прямо рядом с тем местом, где они растут. По дороге в кемпинг остановились, я подошел. Пожилая женщина не говорила по-английски. Я понял, что апельсины есть трех видов, и стоят они по-разному, но в чем отличие, понять не удалось. Внешне они были как будто бы одинаковыми. Взял, короче, 5 кг средних по цене. Начали мы их есть еще в машине. И таких вкусных апельсинов никто из нас не ел ни до этого, ни пока что после! И кожура от них отходила практически сама. Сетку доели быстро, думали потом еще где-нибудь по дороге купить, но не сложилось.

Поскольку у нас была привязка по времени (билеты в Альгамбру на 7 августа), нам предстояло распланировать ближайшие дни так, чтобы оказаться в Гранаде 6-го вечером. И вариантов было два: завтра же ехать в Севилью, чтобы перед Гранадой еще получился день в Малаге. Либо же еще два дня пожить на океане, потом в Севилью, а после Севильи сразу ехать в Гранаду. С одной стороны, уставшие стоять на одном месте, а с другой — разморенные солнцем, морем и понимающие, что дальше такого «расслабона» уже не будет, мы решили остаться еще на два дня.

Я пошел на ресепшн доплачивать. Кемпинг большой, и народу в конторе много, очередь. Причем очередь электронная. Мы обратили внимание, что в Испании и Португалии электронные очереди устраивают сплошь и рядом. Только они полуэлектронные. Подходишь в супермаркете, например, в рыбный отдел, где тебе должны рыбу упаковать в пакет, взвесить, наклеить штрих-код. В отделе висит рулон талончиков на специальном диспенсере. На них уже напечатаны номера. Отрываешь и ждешь. Если много людей впереди, то можешь даже в другой отдел пока прогуляться. Продавец переключает цифры на табло по порядку, а заодно может бить в рынду, чтобы народ не зазевался. Ну и в кемпинге так же было, только без рынды.

Что касается европейских торговых технологий вообще, то нам есть, чему поучиться. Это и тележки, в которые надо вставлять монетку, чтобы их отстегнуть, а потом, возвращая тележку обратно, ты свою монетку можешь забрать — так решена проблема болтающихся по парковке тележек. (У нас тоже, вроде, начинают внедрять.) И персональные сканеры, с которыми можно ходить по магазину и вести учет покупок, а потом на кассе уже нет необходимости пересканировать все товары заново. И просто терминалы самообслуживания, позволяющие обойтись без кассиров. Наверное, много что еще, чего мы не увидели или не запомнили.

Дни 18-19. 2-3 августа, вт-ср.
0 км
Ночлег: 2×41,40 евро

Опять два дня, не сходя с места. Даже добавить нечего. И фотографий никаких интересных не случилось. У Яшки сутки держалась температура без каких-либо еще симптомов, так что на пляж мы с Леной один день ходили по очереди.

После очередного вечера в кемпинге, пронизанного запахом жареной рыбы (сардины на углях делал там каждый второй), я решил-таки выяснить, где они эти сардины покупают. Потому что в нашем магазине свежей рыбы не было вообще. Утром мне сказали, что есть рыбный рынок дальше по пляжу. Я долго-долго шел, рынка не увидел, но зато выяснил, что можно уже и не искать, потому что продают рыбу только до полудня. Мечта приготовить сардины самому продолжала оставаться мечтой.

И вообще, засиделись мы тут! Пора двигаться дальше. Точнее, ближе. Пройдена теперь уже и самая южная точка маршрута — 37 градусов с. ш., — и с этого момента румбы наши будут лежать между буквами N и E. А значит, мы возвращаемся.