|
|
День 10. 25 июля, пн. Мы въехали в центр города и сходу увидели подземный паркинг с максимальной высотой (о, счастье!) 2,60 м. Выйдя оттуда на поверхность, мы в первую очередь обратили внимание на все те же изразцовые панно — азулежуш. Тут ими был декорирован каменный забор. А во вторую очередь мы, все так же не сходя с места, обратили внимание на наглядную агитацию португальских коммунистов — «Partido Comunista Portugues». Уж больно неожиданно было увидеть тут знакомую с детства эмблему. Схожие плакаты нам еще неоднократно попадутся — в Португалии тоже есть свой «красный пояс». Уютный уголок на следующем фото — все, что осталось от разбитого в 16 веке сада Манга. Не знаю, как правильно назвать это сооружение: может, беседка, а может, ротонда. Но зато у меня нет сомнений, что слева от него растет апельсиновое дерево — первое увиденное на нашем пути. Сорванный апельсин оказался не очень вкусным. Гуляем по Коимбре. По парадному центру, мимо церкви Santa Cruz... ...и по тому, что со времен арабского владычества называется здесь Альмединой. Не устаем дивиться узости и крутости мощеных улиц, по которым еще и умудряются ездить на машинах. Зашли в салон связи и приобрели сим-карту Optimus, чтобы и в Португалии иметь мобильный интернет. Не помню подробностей предложения, тариф не был безлимитным, как в Испании, но и этого лимита нам хватило заглаза. Так поднялись к старинному университету, основанному еще в 13 веке и перемещавшемуся между Коимброй и Лиссабоном. Это вот так называемые Старые ворота. Лето. Очевидно, пользуясь каникулами, во дворе университета устроили ремонт. Подойти к парапету, чтобы взглянуть вниз на реку Мондегу и на мост, не получится. А на памятник королю Жуану III, окончательно перенесшему университет в Коимбру в 16 веке, можно смотреть лишь издали. В здании университета мы зашли в студенческий буфет и славно там перекусили выпечкой и свежевыжатым апельсиновым соком, который в тех краях предлагают в любом заведении. С помощью навигатора спустились серпантином улиц к нашей машине, заодно указывая путь паре туристов, искавших путь в центр города. Из Коимбры мы поехали к монастырю Ордена Христа в Томаре. И по дороге столкнулись с неожиданной проблемой. На трассе пропали пункты оплаты, зато появились щиты с надписью «Electronic toll only» и расценками, а на некотором расстоянии от этих щитов камеры. Каждый раз, проезжая под камерами, я понимал, что нарушаю правила. Это не добавляло мне спокойствия. Наконец, на заправке спросил, как оплачиваются эти дороги. Девушка отвела меня к информационному стенду, где по-английски можно было прочесть, что иностранные транспортные средства должны быть оснащены некими специальными девайсами, которые надо взять в аренду на почте или в специальных центрах, внеся за них залог. В общем, я понял, что это не мой случай. Что интересно, на заправку вместе с нами заехала полицейская машина, и один из полицейских присутствовал при моем разговоре со служащей. Так что морально я был готов к репрессиям, но их не последовало. А мы, стиснув зубы, продолжили путь по бесплатным шоссе, чтобы не искушать больше судьбу. Вероятно это, а другими словами, низкая скорость, стало причиной того, что в монастырь мы приехали к закрытым воротам. Очень жаль, хотелось попасть внутрь. Монастырь, основанный тамплиерами, считается выдающимся архитектурным творением, а декор знаменитого западного окна — кульминацией стиля мануэлино. Перед монастырем мы застали машину с португальскими номерами и двумя русскими девушками. Они тоже не успели. В Калдаш-да-Раинью решили уже не заезжать. Главная цель там была — купить керамику «капустный лист». Это местный народный промысел, так сказать. Мы посчитали, что сможем купить что-нибудь позже, в другом месте. Забегая вперед, скажу, что это оказалось не так уж и легко, но все-таки теперь у меня есть возможность показать вам на примере, что же такое этот «капустный лист». Красиво, правда? Ночевка у нас запланирована в кемпинге на мысе Peniche. Я-то раньше думал, что вот, ночь на берегу океана, можно будет искупаться, и вообще — как здорово после дня прогулок по изнуряющей жаре подставить тело океанскому бризу. Я жестоко ошибся! Начиная с того, что изнуряющей жары как-то не случилось, и заканчивая тем, что бриз обернулся сильным холодным ветром. Уже на подъезде к мысу чистое было небо наглухо задрапировалось тучами. Температура упала до 19 градусов. На вопрос о том, насколько теплая вода, девушка с ресепшна кемпинга сделала такое лицо, что я сразу понял — она и мысли не допускает, что тут можно купаться. Кемпинг не очень уютный. Останавливаются тут, насколько мы поняли, серферы. Только им беспрестанный ветер и волны на руку. Готовить ужин пришлось в палатке, иначе ветер сбивал пламя с конфорки. Заснули под шум разбивающихся о скалы волн. День 11. 26 июля, вт. С вечера на случай возможного дождя я убрал то, чему мокнуть нежелательно, под стол. Но не то ветер нес плотное облако брызг с океана (их было видно в свете фонарей), не то густой туман так себя проявил, но утром все это было мокрым. О полотенцах я просто молчу. И вообще, утро в этом кемпинге выглядело довольно безрадостно. Паренек, подошедший, чтобы отключить нас от электричества, сказал, что на его памяти такой погоды в июле не было. А вот и берег, на котором стоит кемпинг. Достаточно было немного отъехать от этого проклятого места, и погода радикально поменялась. Мы приехали в Синтру во дворец Пена и сразу же на парковке сменили одежду на более легкую. Мощеная дорога идет серпантином вверх, периодически на ней устроены площадки для парковки, есть даже предупреждение, что следующая парковка будет последней. Мы же до последней не доехали, машин довольно много, решили не толкаться, а пойти дальше пешком. Вход на территорию дворца взрослому обходится в 12 евро, ощутимо. И вот мы, пройдя по саду, подошли к эклектичному, пестрому, но великолепному дворцу. В интерьерах, иллюстрирующих быт королевской семьи, снимать запрещено. Поэтому вот еще несколько картинок снаружи. Вот мы идем по стене дворца и глядим оттуда окрест, в том числе и на расположенную на соседнем холме крепость. Мавританские купола, романские башни, готические стрельчатые арки, ренессансный декор в стиле мануэлино и т. д. и т. п. Внимательный и знающий читатель найдет, наверное, еще много примет разных эпох в этой постройке середины 19 века. А это знаменитое окно с тритоном. Тритон справа. После дворца уделили внимание и парку с прудами, которые, кстати, кишат рыбой декоративных пород. Впереди у нас — Лиссабон. Мы намеренно не стали отклоняться в сторону и заезжать на мыс Рока — самую западную точку Евразии. Условности это все, так что удовлетворимся тем, что посетим самую западную столицу на континенте. Мы проехали по мосту бесплатно, однако на другом берегу увидели скопление едущих навстречу машин перед пунктом оплаты. То есть платить нам придется завтра, когда мы поедем обратно в Лиссабон. Кемпинг, принадлежащий большой португальской сети Orbitur, оказался очень приятным. Вот только грунт слишком неподатливый для колышков палатки. На этой, извините за каламбур, почве (обсуждении трудностей вбивания колышков) мы познакомились с двумя немецкими парнями, приехавшими прямо перед нами и располагающимися по соседству. Оказалось, что они ехали отдыхать в Бордо, но, обнаружив там проливные дожди (равно как и мы), отправились дальше на запад в поисках тепла. И вот доехали до Лиссабона. Им кажется, что это очень далеко, и они удивляются нам, проделавшим вдвое больший путь. Теплая ночь под ясным небом! Я уже забыл, что это такое. Наконец-то можно сидеть до сна, не надевая штаны и куртку! Завтра мы проверим пригодность местного океана для купания, и если и там все хорошо, то счастье будет обретено! Не прошло и двух недель пути. День 12. 27 июля, ср. Хо-хо, тут жара! Можно даже лежать на пляже раздетым и не укрываться от ветра! И даже купаться! Хотя вода — отнюдь не парное молоко, но все, как известно, познается в сравнении. Тут мы впервые наблюдали, как в прилив океан постепенно подбирается к тому месту, где ты лежишь. И вот сначала как будто случайно большая волна облизывает тебе пятки, потом это начинает повторяться все чаще, и вскоре ты понимаешь, что пора перебираться повыше. Волны же были немаленькими. Другими словами, плавать затруднительно, зато весело прыгать в волнах у берега. После пляжа поехали в Лиссабон. Пересекли мост, заплатив 3,40 евро. Попутно обратили внимание на заметную долю автомобилей Smart в общем потоке. Малолитражки популярны везде в Европе, но такая концентрация именно «Смартов», как в Лиссабоне, нам еще не встречалась. В первую очередь мы направились к Беленской башне. Дело в том, что у наших мальчишек есть такой 3D-пазл, и собранная Беленская башня уже год стоит у нас на подоконнике. Теперь подвернулся случай сравнить копию с оригиналом. Около башни впервые столкнулись с навязчивым хелпером, отчаянными жестами показывавшим свободное место на парковке в надежде на нашу благодарность. Моя первая реакция — специально проехать мимо того места, на которое он указывает. Здесь я так и сделал. Впоследствии же стал более лояльным, воспринимая этих персонажей как местный колорит и оставляя им мелочь. А вот мост имени 25 апреля, по которому мы ехали, со стороны. Беленская башня при ближайшем рассмотрении оказалась довольно точной копией модели, стоящей у нас дома на подоконнике. Как снаружи... ...так и изнутри. В этой же части города расположена знаменитая пекарня «Pasteis de Belem», выпекающая беленские пирожные-паштейши с 1837 года. Ее нам порекомендовал путеводитель. В пекарню стоит очередь на улице. Точнее, стоит она в кассу, чтобы приобрести пирожные «на вынос». Их продают в симпатичной фирменной картонной упаковке. А пройти внутрь, чтобы поесть принесенные официантом пирожные за столиком, можно и без очереди, главное — найти свободный столик. Задача осложняется тем, что пекарня расположена в старом здании, под наплыв посетителей оно приспособлено плохо, и кафе состоит из множества разнокалиберных залов, связанных коридорами. Так что в поисках места надо побегать. Зато цена на паштейши одинакова что внутри, что снаружи. Паштейш-де-Белен — это корзиночки из слоеного теста с заварным кремом внутри. Посыпаются по вкусу корицей и сахарной пудрой непосредственно перед едой. Недалеко от пекарни расположен монастырь иеронимитов Жеронимуш. Билеты в монастырь мы покупать не стали и ограничились осмотром церкви, вход в которую свободный. Большой, красивый и светлый храм. Сюда перенесли прах Васко да Гамы, здесь же могилы и кенотафы целого ряда королей и других достойных людей. От монастыря хотели поехать в центр на трамвае, не будучи, правда, уверены, что это возможно. Подошли к остановке, на которой уже сидел португальский дедушка. Тот почему-то начал с жаром жестикулировать и что-то говорить. «С глузду двинулся», — решили мы, и продолжали стоять, всем своим видом давая понять окружающим, что «мы не такие, мы ждем трамвая». Стояли до тех пор, пока не заметили машины, припаркованные чуть поодаль на трамвайных рельсах. Дедушка, оказывается, на чистом португальском языке пытался донести до нас, что трамваи тут не ходят, а он просто присел отдохнуть под навесом остановки. Что ж, пойдем к машине. Приехали в центр, покружили немного и заехали в подземный паркинг. Заодно выяснили, что в 2,30 м по высоте мы влезаем. Парковка расположена на площади Фигейра, к ней примыкает парадная площадь Росиу, и оттуда совсем недалеко до подъемника Санта-Жушта, к нему и направились. Обратите внимание на мостовые, выложенные черно-белой мозаикой. Такая мозаика в Португалии повсюду. Подъемник Санта-Жушта — памятник инженерной мысли начала 20 в. Это стальная башня с двумя лифтами внутри, поднимающими пассажиров на 30 метров. Оттуда, с верхней площадки, можно, пройдя по мостику, оказаться сначала на крыше одного из домов, а потом и на улице. Удовольствие стоит 3 евро за две поездки. Нам пришлось выстоять в очереди у нижней площадки минут 15. Очередь состояла, по-моему, на 100% из туристов. Зато, когда возвращались, то уехали на первом же лифте. С верхней площадки подъемника по винтовой лестнице можно подняться еще на уровень выше, чтобы насладиться панорамой города и реки Тежу. Вот, например, вид в сторону площади Росиу. Возвращаемся в наш кемпинг с решением провести в Лиссабоне еще один день. Решение это влечет за собой, а точнее, утверждает в нас окончательно еще одно — как это ни печально, но в Марокко мы в этот раз не поедем. Один лишний день мы провели в испанском Бургосе, один лишний проведем в Лиссабоне, а отпуск расписан впритык. Высвободившееся время (6 дней) потратим на пляжный отдых где-нибудь на южном побережье Португалии, что по-своему тоже не плохо. Денег в этом путешествии расходуется и так больше запланированного, а паром за 450 евро и бензин на полторы тысячи марокканских километров пробили бы в бюджете еще большую брешь. Бензин, наверное, в Африке дешевле европейского, да и проживание с питанием в Марокко доступнее, но все равно переправа через Гибралтарский пролив в тот момент представлялась нам каким-то прыжком, требующим концентрации слишком больших сил и средств, а потому с отдыхом несовместимым. Так что, скрепя сердце, убираем подальше проштудированный еще в Москве путеводитель по Марокко и перекраиваем график. День 13. 28 июля, чт. Утро снова провели на пляже, а во второй половине дня поехали в Лиссабон. По дороге решили еще одну задачу — завезли Машу в большой торговый комплекс Forum, чтобы закрыть тему шопинга в Европе. Договорились, что заберем ее вечером на обратном пути. Цель сегодняшнего дня — погулять по Алфаме, самому старому району Лиссабона. Заехали в какой-то крутой переулок, нашли свободное место, поставили машину. Наверное, там нельзя парковаться, но вся обочина уставлена машинами, и мы не стали выпендриваться. Потом просто бродили, подглядывая в путеводитель. Встретили тот самый трамвай, на котором мы безуспешно пытались покататься вчера. Маршрут № 28 пользуется популярностью у туристов, потому что проходит множество достопримечательностей, да и сам является таковой. Кстати, трамваи совсем крошечные и стоят на одной тележке. Улицы Алфамы настолько узкие, что часто трамвайные пути встречных направлений объединяются в один. Очевидно, есть какая-то система, с помощью которой вагоновожатые договариваются, кто проедет первым. Вся Алфама — это крутые холмы, гулять по ней — значит, бесконечно подниматься и спускаться по мощеным улицам или улицам-лестницам. Мы побывали у крепости Сан-Жоржи — самой высокой точки, а спускаясь, наткнулись на раскопанные римские развалины. Раскоп был прямо посреди улицы, оставлено место только для прохода пешеходов, а машинам теперь сквозной проезд по этой улице заказан. Наверное, водители не очень обрадовались тому факту, что при прокладке тепломагистрали или закладке фундамента вдруг обнаружился римский форум. И ничего теперь с ним не поделаешь. К собору Се мы подошли, когда его двери уже были заперты. Периодически мы углублялись в совсем уж труднопроходимые проулки. Дома там стоят близко-близко друг к другу, а балконы вынуждены быть такими, что на них можно только выйти постоять, поставить стул уже не получится. И вот вечером люди начинают выходить на эти балконы и переговариваться друг с другом. Мы присели на улице поесть мороженого за столик небольшого кафе из тех, в которых едят местные жители. Просто даже заходят съесть тарелку супа или выпить прямо у стойки бокал пива, обменяться новостями и пойти дальше. Так вот мы были свидетелями, как одна колоритная черноволосая барышня в красных шароварах сначала пила пиво, шумно что-то обсуждая с соседками, а потом дошла до дома метрах в ста и закатила скандал своему мужчине. Это была настоящая южная семейная сцена, с шумом на всю улицу, с жестикуляцией, с людьми на балконах, сочувствующих кто одной, а кто другой стороне. Мужчина то порывался уйти, и тогда женщина, поставив одну ногу в красной штанине на ступеньку и указывая рукой вдоль улицы, видимо, кричала: «Иди-иди! И можешь не возвращаться!», то переходил к обороне, выглядевшей, правда, довольно бледно. Фотографировать или снимать на видео я постеснялся... На перекрестках таких улиц случаются небольшие расширения, где устраивают ресторанчики, из которых доносятся звуки португальских жестоких романсов — фаду. В этой части Лиссабона нет парадного лоска, и дома тут потрепанные, и все как-то непричесанно. Но тем больше в Алфаме очарования! Потом мы еще немного покатались в сумерках по городу, забрали Машу, утомленную шопингом и отягощенную пакетами, из торгового центра и вернулись в кемпинг. В нашем кемпинге была площадка для мойки машин с соответствующим аппаратом a la Karcher. Две минуты его работы стоили 1,70 евро — жетоны продавались на ресепшн. Я взял два жетона, и все же этого оказалось мало чтобы смыть следы многодневных европейских дождей. Благо, мы с собой возим ведерко, и краны с водой были недалеко от площадки.
|