Автопутешествия в словах и картинках  


Автопутешествия
Дмитрия Житомирского
и его семьи



На западный край ойкумены
июль-август 2011 г.
1. Предисловие
2. Москва — Магдебург — Париж — Каркан
3. Сан-Себастьян — Бургос — Брага — Порту
4. Коимбра — Пениш — Синтра — Лиссабон
5. Эвора — Картейра — Албуфейра
6. Севилья — Гранада
7. Барселона — Монако — Постойна — Любляна — Москва
8. Вместо эпилога
На главную страницу



Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов



 
Каркан-Порту

День 6. 21 июля, чт.
Carcans (F) — Burgos (E)
523 км
Ночлег: 38,2 евро

Кемпинг наш был расположен в считанных километрах от океанского побережья. И хотя купаться нам сегодня явно не светило (а ведь я при планировании думал, что тут-то мы и начнем наш пляжный отдых), посмотреть на Атлантику все равно тянуло. Тем более, что дождь прекратился, и иногда даже проглядывало солнце. Я изучил расписание приливов и отливов, которое висело в кемпинге (это же для нас в новинку!), но выходило, что, к сожалению, на амплитудные значения уровня воды сегодня мы никак не попадем.

Въехав в коммуну Каркан, мы оказались на типичном курорте с уклоном в серфинг. Небольшие отели, дорога к пляжу с ресторанчиками и лавками пляжных принадлежностей по сторонам... Вот только моря не видно, обзор закрывает высокая песчаная дюна, тянущаяся вдоль побережья. Похожую я видел на Куршской косе в Калининградской области, там она искусственного происхождения и называется авандюной.

Через дюну переброшены деревянные мостки со ступеньками. Плакаты у входа предостерегают от того, чтобы ходить по дюне, срывать растения или выгуливать животных — дюна от этого разрушается.
Дюна и океан

Несмотря на мрачноватую погоду, люди на пляже были. И даже прыгали в волнах. А сам пляж белого мелкого песка просто великолепен!
Океанский пляж

Мальчишки наши тоже не удержались. Сначала бегали в одежде, но босиком, по полосе прибоя, потом замочили штаны, разделись и полезли в воду. А за ними и я прямо в брюках. Ура, отдых на море можно считать открытым!
Океан

Попрыгав немного в волнах (а в этом месте больше серферов, чем купальщиков), пошли обратно через дюну к машине. Обратили по дороге внимание на большую велопарковку прямо у пляжа.
Велопарковка

Заехав в супермаркет, поразились дешевизне местных вин — цены начинаются от 1 евро за бутылку!

Мы движемся вдоль побережья к испанской границе. Проезжаем французскую страну басков. Тут стали попадаться пальмы, до этого момента флора радикально от привычной нам не отличалась. Несмотря на пальмы, на улице совсем не жарко. Мы едем с надеждой, что за Пиренеями нас ждет долгожданное тепло — ведь там уже Испания! Но вот граница позади, никаких высоких гор не было, и погода никак не изменилась. Кстати, я думал, что в Испании время будет отставать от французского на час — ведь Гринвичский меридиан мы пересекли уже давно, и часовой пояс должен бы быть тем же, что и в Англии. Однако — это удивительно — начиная от восточной границы Польши, и заканчивая западной границей Испании, тянется один часовой пояс. А это больше 3000 км!

Цены на бензин в Испании, что отрадно, тоже почти как в Польше. Ну, чуть выше — 1,36 евро/л.

Мы въезжаем в Сан-Себастьян — один из крупнейших городов Страны Басков. По-баскски он зовется Доностией. Мы планировали немного по нему погулять. Традиционно, сначала немного колесим по центру и осматриваемся, потом ищем парковку. Объезжая наземные паркинги, обнаружили на одном из них автодом из Самары. Хозяев не было. Мест свободных не было тоже. В конце концов, подъезжаем к подземной парковке. На въезде, как обычно, знак ограничения высоты — 2 м. Стоим на пандусе, чешу затылок — пройдем или нет... Решимости добавила машина, подперевшая нас сзади, и мы поехали. Уже на спиральном спуске слышали, как шуршим по дощатому потолку. Справедливости ради надо сказать, что потолок был весь исцарапан предыдущими «экспериментаторами». Потом на самой парковке я ехал, стараясь объезжать свисающие лампы, вентиляционные короба и прочие металлоконструкции. Вроде получилось. Встали, выдохнули, пошли наверх.
Сан-Себастьян

Город стоит в месте впадения реки Урумеи в Бискайский залив. Когда мы шли по мосту через реку, вода под нами довольно резво текла в обратном направлении — из океана к истоку! «Прилив», — подумали мы.
Урумея

Потом мы бродили по городу, покупали фрукты в лавке, заходили в собор, смотрели на уличных артистов и слушали уличных музыкантов, пробовали испанские «тапас» — закуски, — не воспылав, однако, к ним любовью. В общем, проникались атмосферой.
Сан-Себастьян
Сан-Себастьян

Вернулись на паркинг, заплатили 4,15 евро и стали выезжать. Почему-то выехать так же удачно, как заехать, не получалось. Мы ехали, оставляя за собой ряд раскачивающихся светильников. Повесили бы их вдоль, я бы объехал, но они все висели поперек... Ощущение у нас было такое, как будто со всех сторон за нами наблюдают и вот-вот схватят за руку. Когда в поле зрения появлялись люди в униформе (вероятно, служащие парковки), мы останавливались, усиленно делая вид, что это мы просто так тут стоим посреди дороги. Служащие, однако, внимания на нас не обращали, и мы продолжали хулиганить поневоле. Уже перед самым выездным шлагбаумом к машине бросился испанец, размахивая руками. Он был просто из сочувствующих, и стал мне показывать, что вот тут под балкой я не проеду, и чтобы я сдал назад. Говорят ведь, доверяй но проверяй, а я на нервах был, растерялся, проверять не стал. Подал чуть назад и впилился боксом в кронштейн вентиляционного короба. Бокс, он ведь формы аэродинамической. Если преграда «по шерсти», то пластичная верхняя крышка потихоньку продавливается, а потом возвращается обратно. А если «против шерсти», то случается то, что случилось — бокс дает трещину. Эту трещину я разглядел потом, когда, отъехав немного и убедившись, что за нами не гонится вся полиция Сан-Себастьяна, остановился оценить ущерб. Трещина — скорее, дыра — небольшая, но насквозь, так что пришлось позже подклеить изнутри это место палаточной тканью. А пока же, на парковке, я вышел из машины, окончательно потерянный, осмотрелся, снял с крыши и воровато спрятал в карман какую-то пластиковую деталь, отвалившуюся от очередного задетого нами светильника, сел за руль и под взглядами собравшихся уже зрителей, в числе которых был и сотрудник этой парковки, выехал на волю, продолжая скрести потолок своим покалеченным боксом и все еще ожидая, что нас все-таки «примут». Нас не приняли, но я зарекся заезжать на подземные паркинги, если только не буду точно уверен, что прохожу по высоте.

На ближайшую ночь я запланировал кемпинг в районе Леона, но мы подзадержались, и стало ясно, что останавливаться надо раньше — в Бургосе. Кроме того, мы решили, что поскольку с теплом пока не клеится, то если завтра будет хотя бы сухо и солнечно, то мы сделаем остановку на день, просто чтобы выстирать и высушить промокшую одежду, ну и вообще прийти в себя.

Поскольку кемпинги в Бургосе я заранее не изучал, мы доверились навигатору, и он привел нас к воротам большого кемпинга Fuentes Blancas в черте города. Разбивали лагерь уже ближе к полуночи. Июль, Испания, 42-я параллель — а на улице всего около 15 градусов.


День 7. 22 июля, пт.
Burgos (E)
11 км
Ночлег: 38,2 евро

Утром было пусть ветрено, пусть прохладно, но зато солнечно! Мы решили, что черт с ним, с графиком, но следующую ночь мы проведем здесь же. В этом кемпинге были стиральные машины, был магазин, где можно было купить стиральный порошок в таблетках на одну стирку, а солнце и ветер — лучшая погода для сушки.
Кемпинг Fuentes Blancas
Кемпинг Fuentes Blancas

Уже днем мы выехали в центр Бургоса, до которого всего несколько километров. Подземный паркинг с высотой 2,05 м нам снова оказался маловат, только на сей раз мы это поняли вовремя и припарковались на обычной уличной платной парковке. Оплата в паркомате только монетами, монет нету. Улица просто мертвая: прохожих нет, аптека, банк — все закрыто, разменять негде. Увидел работающий бар, зашел — так вот куда переместилась вся жизнь! Тут-то я и осознал, что такое сиеста. Необязательно наличие изнуряющего зноя, и вовсе не обязаны испанцы спать за закрытыми ставнями. Просто в середине дня они прекращают работать на несколько часов и отдыхают, как кому нравится.

Деньги мне в баре разменяли, я оплатил пару часов парковки, и мы отправились по ухоженному бульвару в сторону знаменитого собора, башни которого видны издалека.
Бургос

По дороге Маша решила предпочесть собору магазины, и мы разделились, договорившись о встрече, но все-таки поделив и включив рации, которые в заграничных прогулках у нас всегда с собой.

Итак, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО готический Кафедральный собор Бургоса, который начали строить в XIII веке, а закончили в XVI.
Собор Бургоса
Собор Бургоса

Собор огромный, вход по билетам. Дают проспектик со схемой и описанием на английском — и ходи, смотри. Красиво, конечно, и очень роскошно. Впечатляет обилие резьбы по дереву и по камню, множество мелких элементов декора.
Собор Бургоса
Собор Бургоса

Эти часы находятся очень высоко, на высоте нескольких этажей. А персонажа, который уже много столетий бьет в колокол, зовут Папамоскас.
Папамоскас

Не удержусь от того, чтобы показать вам еще несколько фотографий собора.
Собор Бургоса
Собор Бургоса
Собор Бургоса. Внутренний двор

Потом, воссоединившись с Машей, продлив парковку (вышло аж до 10:05 следующего дня, потому что с 20:00 до 10:00 парковка бесплатная), мы пошли покупать сим-карту, чтобы иметь постоянный доступ в интернет. Тут оказалось, что сотрудница салона Vodafone по-английски говорит чуть лучше, чем никак. Зато со смекалкой у нее было все в порядке — она открыла Google Translate, и мы писали друг другу фразы и считывали перевод: я по-английски, она по-испански. Таким образом был приобретен тариф, обеспечивший нам две недели быстрого безлимитного интернета за, если не ошибаюсь, 9 евро.

Ситуация со знанием английского в Испании вообще оказалась неважнецкой. Мне кажется, у нас примерно такая же. Вне туристических объектов можно не получить ответ даже на самый элементарный вопрос.

Дело шло к вечеру, и улицы стали заполняться просто-таки толпами людей. Вместе с людьми появился и мусор — ветер гонял по площади бумагу, пластиковые стаканы и т. п. А еще мы обратили внимание на то, что вокруг много курильщиков. Не знаю, больше ли их доля по сравнению с Францией, но там, видимо, закон запрещает курить в общественных местах, а здесь нет.


День 8. 23 июля, сб.
Burgos (E) — Porto (P)
589 км
Ночлег: 24,54 евро

Мы движемся к границе Португалии. Наконец-то, температура повышается прямо на глазах. Из-за неточности в карте мы пересекаем границу не на трассе, а рядом с ней в какой-то деревне. Причем полдеревни находится в Испании, а вторая половина — в Португалии.

На дороге много затяжных спусков, и впервые мы увидели полосы для аварийной остановки на случай отказавших тормозов. Правая часть полосы засыпана песком или гравием, а в конце подъема сложены покрышки для амортизации.
Карман для аварийной остановки

На фото горка кажется короче, чем она есть на самом деле. Такие тупички встречаются на спусках через каждые несколько километров, о них предупреждают знаки. В наших ПДД такие знаки тоже предусмотрены, но сами полосы мне до этого ни в России, ни в других странах не попадались.

Португальский бензин снова дорогой. Испания была просто какой-то странной отдушиной в этом смысле — со всех сторон ее соседи по Западной Европе держат цену на 30 евроцентов за литр выше.

По программе у нас (и по пути к Порту) — церковь Бон-Жезуш-ду-Монти, а точнее, знаменитая лестница, которая к этой церкви ведет. Это недалеко от города Брага. Мы подъехали на машине почти к самой церкви, то есть к верхней площадке. Там довольно много туристов, красиво оформленные цветники и вид на лежащую у подножия горы Брагу.
Брага

Тут мы впервые увидели знаменитые португальские изразцы «азулежуш». Текст в правой части кадра не написан на стене, это панно, сложенное из отдельных плиток.
Бон-Жезуш-ду-Монти

Вот так выглядит фасад церкви с первым пролетом лестницы. В самой церкви, кстати, шла церемония венчания.
Бон-Жезуш-ду-Монти

А вот и вся лестница, входящая в десятку красивейших в Европе, снизу вверх. Не видна только пара нижних прямых пролетов.
Бон-Жезуш-ду-Монти

На каждой площадке лестницы — фонтан. Что было очень кстати, потому что на улице стояла настоящая жара, и можно было умыться. Фонтаны символизируют чувства человека. Не в высоком смысле, нет. Просто в одном фонтане вода льется из глаз фигуры, в другом — из ушей, в третьем из носа и так далее.

Благополучно добрались до нашего кемпинга в окрестностях Порту, на побережье океана. Кемпинг немаленький, с магазином, просторной конторой, баром. Сотрудница на велосипеде проводила нас до свободного места — среди сосен и эвкалиптов. Воздух потрясающий! Между тем, здесь было не так жарко, как в Браге, а с наступлением темноты стало просто холодно. После ужина, вооружившись фонариком и надев куртки, мы дошли до океана по совершенно пустынным улицам, и в предвкушении завтрашнего купания отправились спать.


День 9. 24 июля, вс.
Porto (P)
60 км
Ночлег: 24,54 евро

Рано утром Маша побежала на океан, чтобы искупаться, посидела на пляже, закутавшись в плед, и прибежала обратно. Когда мы после завтрака пошли все вместе, мало что изменилось: на жарком южном солнце непрерывный пронизывающий холодный ветер. Причем ветер был именно на пляже, в 100 метрах от берега он уже почти не ощущался. Мы расположились на песке, дети побегали у воды, но без особого энтузиазма. Я искупался, вылез и решил, что больше не полезу — мало того, что вода холодная, так выходить из нее на ветру не большое удовольствие.

В океане никто больше не купался. Все люди на пляже просто загорали. Точнее, не просто, а за специальными ширмами от ветра. Нигде до этого я таких не встречал, а тут их можно было купить даже в магазинчике нашего кемпинга.
Пляж и ветер

В общем, мы решили время зря не тратить, а ехать гулять в Порту. Приехали и бесплатно запарковались недалеко от центра. Как обычно, отметил эту точку в навигаторе, дальше пошли пешком. Мы снова попали на сиесту, и улицы были практически безлюдны.
Порту

Увидев туристический офис, зашли туда и взяли бесплатные планы города — ориентироваться стало проще.
Порту

А вот снова азулежуш — плиточные панно, которыми декорирован фасад здания. Цветовой гаммой очень напоминает Гжель.
Еще обратите внимание на такси. Они все в Порту (и не только в нем, а, похоже, во всей Португалии) черного цвета со светло-зеленой крышей. Я думаю, имеет значение и то, что светлая крыша меньше нагревается на солнце.
Порту

Мы поднялись к кафедральному собору Се (Sedes Episcopalis — место пребывания епископа). С высокого места можно оглядеться. С одной стороны, у подножия холма, — лабиринт старых улочек. Вдали башня Клеригуш — символ Порту. Обратите внимание на голубой дом на переднем плане. Весь фасад его облицован кафельной плиткой. Это очень распространенный способ оформления фасадов в Португалии. Я не говорю сейчас про расписанные плиточные панно, я про довольно обычный кафель. Мы привыкли, что кафель — это практичная отделка санузлов, кухонь, полов, а внешние стены домов, выложенные плиткой, смотрятся довольно необычно.
Порту

С противоположной от собора стороны — река Дору, а на другом ее берегу — уже не Порту, а Вила-Нова-ди-Гайя. Это город, входящий, правда, в агломерацию Большого Порту. Именно здесь расположены компании-производители портвейна и их склады. Offley, Calem, Sandeman, Osborne и так далее...
Вила-Нова-ди-Гайя

Мы стали спускаться к реке. Пробирались улицами-лестницами, через арочки и совсем узкие проходики, наблюдая жизнь горожан и удерживая только одно направление — вниз.
Порту

В какой-то момент мы оказались в совсем уж темном месте, идти дальше в эти трущобы было страшновато, возникла мысль поискать другой путь. Но тут мы разглядели в буквальном смысле свет в конце тоннеля, пошли туда и через задворки какой-то таверны вышли прямо на набережную в самом ее оживленном месте.
Порту

Мы оказались около двухъярусного моста и вскоре перешли, воспользовавшись нижним ярусом (пешеходным и автомобильным), на другой берег — в Вила-Нова-ди-Гайю. Но это фото сделано еще из Порту.
Порту. Мост через Дору

Набережная левого берега Дору — сплошные представительства компаний-производителей портвейна. Мы зашли в дверь с надписью «Calem». Попали в небольшой полутемный холл, там было некоторое количество народа. За стеклянными стенами холла виднелись огромные деревянные бочки. Было понятно, что здесь проводят экскурсии с дегустациями. Пока мы решали, хочется нам этого или нет, раздался голос, приглашающий англоязычную группу. У открывшейся двери собралось человек 25, и мы пристроились к ним, подозревая, что нужно было, наверное, купить билет. Но билеты никто не проверял, и мы вошли внутрь.

Я не особо-то интересуюсь виноделием, но послушать и посмотреть было любопытно.
Порту. Бочки с портвейном

В конце экскурсии всех пригласили на дегустацию. Мы решили, что это будет совсем уж наглость с нашей стороны, не заплатив, идти дегустировать портвейн, и прошли сразу на выход. Уже потом в путеводителе мы прочли, что все производители портвейна устраивают экскурсии с дегустациями бесплатно! Ну, я, предположим, все равно за рулем, а Лена несколько расстроилась. Год назад мы были на подобном мероприятии в венгерском Токае, и там это было очень даже не бесплатно.

На этих лодочках раньше перевозили бочонки с портвейном. А теперь они просто создают антураж.
Порту

Лоханулись мы, как выяснилось, не только с дегустацией. Внимательней надо читать путеводители! Мы знали, что берега Дору в Порту соединяет мост, построенный Гюставом Эйфелем. Когда мы вышли к тому самому двухъярусному мосту, который вы уже дважды видели выше, у нас и в мыслях не было, что это может быть не эйфелевский мост. Короче, мы гордо фотографировались на фоне моста конструкции Эйфеля! А потом вычитали, что Эйфель построил одноярусный железнодорожный мост, и из центра его вообще не видно, а этот мост спроектировал эйфелевский ученик, взяв за образец работу учителя.

Возвращаться обратно на правый берег мы решили, конечно же, по верхнему ярусу. По набережной мы как раз дошли до станции фуникулера, который поднимал прямо к мосту. Фуникулер стоит дороговато для общественного транспорта — 5 евро с человека в один конец.
Порту. Фуникулер

Кабинки стеклянные закрытые, все довольно современное. А внизу — бесчисленные черепичные крыши винных складов.
Порту. Фуникулер

На верхней станции фуникулера сделана смотровая площадка. Второй ярус моста отдан пешеходам и метропоездам. Причем разделены эти две категории весьма условным ограждением.
Порту

Потом мы гуляли, потихоньку приближаясь к машине. Сели перекусить в одном из уличных кафе. Все-таки общественное питание — это просто больной вопрос в наших путешествиях. Можно по пальцам пересчитать случаи, когда мы оставались довольны. Обычно почему-то несут заказ очень долго, блюда оказываются не очень вкусными, часто официанты что-то путают, чего-то не доносят, ну и окончательно портит впечатление счет. Мы практически зареклись обедать в заведениях «а ля карт». И все же периодически в них заходим («ведь бывали же и удачные обеды, а вдруг повезет?»), чтобы потом снова сказать: «Нет, это было в последний раз!» В общем, в этом кафе нам не понравилось, вот к чему это лирическое отступление.

На небольшой улочке мы натолкнулись на русский магазин. На нем была вывеска кириллицей, все продукты были отечественные, и на кассе сидела бывшая соотечественница. Покупателей не было. Поглазев на витрины, мы спросили, мол, что — много русских? «Много», — практически сквозь зубы ответила кассирша.

Немного не доезжая до кемпинга, мы свернули к примеченному еще утром аутлету, где оставили Машу на пару часов. Надо сказать, место пользуется популярностью, парковка была забита, несмотря на позднее время. Когда я вернулся за Машей, то с некоторым удивлением обнаружил, что охрана этого торгового комплекса в качестве транспорта использует сегвеи. У нас это все-таки пока экзотика, хотя, как выяснилось, с 2011 года их использует для патрулирования набережночелнинская полиция.


<< Вернуться назад Поехать дальше >>


Все права принадлежат Дмитрию Житомирскому. 2011 год    dimazhitomirsky@gmail.com

Сайт управляется системой uCoz